При вынесении решения по акту налоговой проверки могут вынести решение, по незатронутым вопросам в акте

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Есть Акт налоговой проверки по УСН за 2019 г. Где инспектор считает, что нужно доначислить УСН, в связи с стем, что в течении календарного года в отношении одного ОКВЭД нельзя применять патент. Основной ОКВЭД-43.29-производство прочих строительно-монтажных работ. Однако у ИП есть еще много ОКВЭД например 43.32. Очем было написано возражение. Однако в назначеный день принятия ренения по акту, мне сказали, что нужны доп мероприятия, т. к. по патенту ремонт оказывался детским садикам, а это не жилые помешения. в акте об этом нет ни слова. После получаем дополнение к акту в котором тоже ни слова про нежилые помещения, к слову он вообще ни о чем, т. е. написано при доп мероприятиях были запрошены документы у контрагетов, перечисляют контрагентв и доки, что получили и все итоговая часть, где таблица с доначислением. И вот мне интересно прийду я на вынесение решения, а они мне вынесут решение по другой теме которой в акте нет.

3 симпатии

Ирина, спасибо за интересный для наших участников форума вопрос.

Согласно подпунктам 12 и 13 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки (или сделаны записи об отсутствии таковых), а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений в случае, если законом предусмотрена ответственность за данные нарушения. Т.е. даны ссылки на конкретные статьи НК РФ, какие налоги были не уплачены, которые вы не оплатили или нарушили, а не просто дан расчёт.

В Приложение № 27 к приказу ФНС России от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/628@ (с изменениями от 27 августа 2020 г., 17 мая 2021 г.) также повторены эти требования к содержанию акта.

Минфин РФ в письме от 22 мая 2013 г. № 03-02-07/1/18189 указывает:

В силу абз. 2 п. 4 ст. 101 Кодекса при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Таким образом, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

Понятно, что если в акте и приложениях к нему не указаны конкретные налоговые правонарушения (конкретные нормы НК РФ там должны быть указаны, а также конкретные налоги) и не приведены конкретные доказательства (копии документов, отчетов, деклараций, опросы, допросы, справки и т.д.), то вынести решение о привлечении к налоговой ответственности нельзя. Если они вынесут при отсутствии этого в акте — это серьезное нарушение, которое с высокой вероятностью отменят.

Именно поэтому нужно:

  1. Убедиться, что ваши возражении поступили и попали в материалы дела по вашей ВНП (выездной налоговой проверке).

  2. Ознакомится до рассмотрения акта ВНП с материалами этой проверки в налоговом органе (это право установлено п. 2 ст. 101 НК РФ).

  3. Участвовать в рассмотрении акта, где будет приниматься решение налоговыми органом, - о времени и месте рассмотрения вам обязаны сообщить согласно п. 2 ст. 101 НК РФ. В дополнительных возражениях и во время рассмотрения нужно письменно завить, что акт имеет дефекты (если там не перечислены нарушения и доказательства). Также указать, обоснование, почему можно было применять патент. Проверьте внимательно список видов деятельности, с учетом решения местных (региональных) органов власти, учтите, что в прошлом и текущем годах были серьезные реформы патентной системы налогообложения (ПСН). Вы, кстати, представляете интересы ИП или нет? Обязательно найдите все законы региона и федеральные о ПСН по вашим видам деятельности, чтобы у вас были прочные доказательства.

3.1. В своем посте вы привели один аргумент возражения, еще один аргумент связан вероятно с неверным оформлением акта и результатов ВНП. Развивайте эти аргументы, подкрепляя их доказательствами, документами, отчетностью и т.д.
3.2. Проверьте, что указано в справке и соотнесите её с актом и налоговыми отчетами, вашими данными, налоговыми декларациями.
3.3. Обязательно проверьте сроки проведения проверки, сроки выдачи вам справки, дополнительных решения, акта ВНП, сроков рассмотрения и принятия решений.
3.4. Проверьте присутствовали построение в ВНП, которые не включены в акт.

Есть много типичных ошибок, которые делают налоговые органы, пройдитесь по этому списку.

Чем больше нарушений закона и противоречий вы найдете, тем лучше!

Если на заседание идёт не ваш руководитель заранее подготовьте доверенности и необходимые документы, подтверждающие полномочия представителей.

  1. После принятия решения налоговым органом вы имеете право подать апелляционную жалобу в региональную ФНС в течение одного месяца. Если решение вас не удовлетворит, то нужно обязательно подавать апелляцию. Пока не рассмотрят апелляцию решение налоговой инспекции не вступает в силу. Кроме того, согласно п. 2 ст. 138 НК РФ пожаловаться в суд на решение налогового органа можно только если была подана апелляция, т.е. тут обязателен досудебный порядок обжалования.

Апелляционная жалоба подается в ФНС субъекта РФ через вашу ФНС, а она направляет сама эту жалобу с приложениями в вышестоящий налоговый орган.

  1. В течение 3 месяцев вы можете подать заявление в арбитражный суд (или другой суд) об оспаривании ненормативного акта налогового органа (решения ФНС о привлечении к ответственности).

  2. Одновременно с обращением в суд можно в течение 3 месяцев обратиться с жалобой по итогам рассмотрения апелляционной жалобы в ФНС России (см. п. 2 ст. 139 НК РФ).

  3. Есть еще и просто жалобы на действия (бездействия) налоговых органов, Вы можете посмотреть интервью с заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Разгулиным Сергеем Викторовичем, где он объясняет нюансы и отличия жалоб от апелляционных жалоб и жалоб, которые могут рассматриваться сроками до 1 года и до 3 лет.

Для более подробного анализа ситуации нужно больше иметь конкретики.

1 симпатия