Признание товарного знака в качестве НМА в БУ и НУ

Добрый день! Компания зарегистрировала два товарных знака: один товарный знак - это название компании, другой товарный знак - название прибора, который компания продаёт и по которому у компании есть патент на изобретение. Срок действия регистрации на данные товарные знаки согласно свидетельству 10 лет. Сбором документов и подачей на регистрацию этих товарных знаков занималось патентное бюро. Стоимость вознаграждения данной сторонней организации составило за каждый тов. знак около 38 тыс. руб. Других затрат не было. 1. Может ли компания признать данные товарные знаки в бухгалтерском учёте, как НМА? Обязательно ли выставлять срок амортизации равным 10 лет, как указано в Свидетельстве о регистрации товарного знака или срок амортизации компания может определить сама, допусти - 5 лет. Примерный срок ожидания коммерческого эффекта.
2. В налоговом учёте тогда эти объекты, так как они по стоимости меньше 100 000,00 руб., объектами НМА не признаются, и затраты в НУ списываются единовременно?

Добрый день!

Для целей налогообложения прибыли затраты на создание ваших товарных знаков не признаются затратами на создание амортизируемого имущества, так как они меньше установленного п. 1 ст. 256 НК РФ лимита в размере 100 тыс. руб.

Таким образом, после начала использования этих товарных знаков вы имеете право в налоговом учете полностью отнести их стоимость на расходы, связанные с производством продукции.

В регистрах бухгалтерского учета товарный знак может быть признан нематериальным активом (п. 4 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

Срок его полезного использования, то есть период, в течение которого организация предполагает использовать этот нематериальный актив (в рассматриваемом примере —товарный знак) с целью получения экономической выгоды (п. 25 ПБУ 14/2007) определяется организацией при принятии его к учету.

Определение срока полезного использования (п. 26 ПБУ 14/2007) нематериального актива производится исходя из:

— срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

— ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

И если ожидаемый срок полезного использования товарного знака меньше, чем срок действия его регистрации, то, по нашему мнению, организация вправе установить срок полезного использования, исходя из меньшей величины.

Претензий со стороны налоговых органов последовать не должно, так как занижения налогооблагаемой прибыли не произошло, и недоимки по налогу на прибыль в периоде списания затрат на себестоимость продукции не возникло.

Большое спасибо.