Продажа покупателю напрямую от импортера из Беларуси

Добрый день!
Мы - ООО на ОСНО, оптовая торговля. Находимся в г. Челябинске.
У нас есть покупатель, находится в Питере.
Он заказал у нас товар, который мы будем покупать для него в Беларуси.
Понятно, что везти товар из Минска в Питер напрямую ближе и дешевле, чем через Челябинск.
У меня есть опыт только в экспорте. По импорту теорию почитала. Принцип понятен.
Вопрос - могут быть какие-то особенности при импорте товаров, с учетом того, что товар будет напрямую доставляться из Беларуси нашему покупателю?
Доставка будет осуществляться автотранспортом, транспортной компанией.

Я задал более развернуто этот же вопрос в чате, мне дали ответы. Получается, мои вопросы были именно по документальному оформлению - кто где указывается в СМР. Прошу их подтвердить или дополнить. Вот вопросы и ответы.

Ответ: У нас был такой опыт, оборудование из РБ напрямую уехало к покупателю в другой регион РФ. Особенностей никаких, документы только договориться, чтобы не отправили случайно клиенту вашему)).
В СМР мы указывали адрес покупателя нашего и дату получения = дате доставки покупателя.

  1. Вопрос: Получается, СМР выписывает поставщик из Беларуси?
    Ответ: в идеале да, но это по договоренности - за некоторых поставщиков мы сами готовим сам документ. Но оригинал с подписью, печатью идет от них к вам вместе с грузом.
    Ответ от перевозчика: Поставщик выписывает СМР, а также «пустую, без цены»? УПД на провоз. Водитель забирает СМР, эту УПД и везет груз. Одновременно с этим, мы направляем в покупателю в Питер по эл. почте нормальные УПД на нашу отгрузку. Они там распечатывают их не менее 2-х экземпляров, подписывают со своей стороны, ставят печать и отдают водителю. Также отдают водителю подписанный СМР. Потом водитель все эти документы направляет нам заказным письмом.)

  2. Поставщик из РБ указывает адрес нашего покупателя?
    Ответ: В СМР в графе 2 вы указываете себя и свой юр адрес, а в графе 3 только адрес реальной выгрузки (у покупателя). При этом в смр покупателя Вашего нигде указывать не нужно. Я так понимаю по Договору с Вашим покупателем доставка за ваш счет или включена в цену?

  3. Кто ставит дату получения в СМР? Наш покупатель?
    Ответ: нет, вы. Покупатель нигде в вашей смр не участвует, только адрес в графе 3. У вас же не трехсторонний договор, где покупатель - грузополучатель? по-хорошему там должен быть ваш представитель, он встретит груз и распишется в смр. Если такой возможности нет, то мы делаем так: документы едут отдельно в офис к нам и мы проставляем уже в офисе просто дату, когда груз приехал, подпись печать, а груз едет отдельно. Тут уж как со всеми договоритесь) таможни между РФ и РБ нет, поэтому важно собрать печати подписи со всех любыми способами вам удобными и доступными)

  4. И вопрос, на который пока мне не ответили - в нашей УПД кого указывать грузоотправителем?

Добрый день, ответим поэтапно.

  1. Импорт из Белоруссии

При импорте из страны члена ЕАЭС (в том числе Белоруссии) платится НДС.
От налога освобождены лишь отдельные категории товаров (например, оборудование, аналоги которого не производятся в РФ).
Чтобы рассчитать НДС, умножьте стоимость товара по договору на ставку налога. Общая ставка - 20%. Ставка 10% - для некоторых социально значимых товаров (например, детских).

Налоговую базу нужно определять на дату, когда приобретенные товары вы приняли на учет (п. 14 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Под термином “приобретение” в гражданском законодательстве в отношении имущества понимается приобретение права собственности на последнее (ст. ст. 212, 218 ГК РФ). Таким образом, при покупке (приобретении) товаров НДС, предъявленный поставщиком, торговая организация может принять к вычету, когда товары стали ее собственностью, приняты на учет
Следовательно, организация обязана принять к учету товары, право собственности на которые к ней перешло, независимо от их поступления на ее склад.

Не нужно включать в налоговую базу стоимость сопутствующих услуг, например транспортировки, если эти услуги прописаны отдельно в договоре и не включены в стоимость товара.

Платить НДС нужно путем перечисления денежных средств в качестве ЕНП. Сделать это надо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вы приняли товары на учет. (п. 19 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).

В этот же срок подайте декларацию по косвенным налогам, а вместе с ней - заявление о ввозе товаров и другие документы.
После того как инспекция подтвердит уплату “ввозного” НДС, вы сможете принять его к вычету.
В некоторых случаях вы должны включить НДС в стоимость товаров.
Подробнее:
Вы должны подать в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС, заявление о ввозе и другие документы, подтверждающие ввоз товаров и уплату НДС (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Декларацию с документами нужно подать, даже если вы ввезли товары, которые освобождены от НДС.
Форма и Порядок заполнения декларации по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС утверждены Приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@.
Декларацию можно подать на бумаге или в электронном виде по ТКС (п. 3 ст. 80 НК РФ, Приложение N 4 к Порядку заполнения декларации по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС).
Если у вас среднесписочная численность работников за прошлый год больше 100 человек (либо если у вас вновь созданная организация с численностью больше 100 человек), то декларацию можно подать только в электронной форме по ТКС (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Срок подачи декларации и документов - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары вы приняли на учет.
Вместе с декларацией вы должны представить (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС):

  1. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

  2. выписку банка, подтверждающую перечисление в бюджет НДС и акцизов по ввезенным товарам. Банковскую выписку не нужно представлять, если у вас есть переплата по налогам и инспекция приняла решение о ее зачете в счет ввозного налога (пп. 2 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС);

  3. транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров из страны ЕАЭС на территорию РФ (пп. 3 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС). Это могут быть, например, CMR-накладные
    (Письмо ФНС России от 29.06.2010 N ШС-37-3/5424@).

  4. договоры на покупку товаров (пп. 5, 7, 8 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС);

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе, можно подать в виде копий. Копии должен заверить руководитель или другое лицо по доверенности (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Заявление о ввозе и другие представленные вами документы инспекция проверит в течение 10 рабочих дней (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе).
Если ошибок нет и все документы в порядке, инспекция подтвердит уплату налога (освобождение от налога).
Если заявление о ввозе вы подавали на бумаге, инспекция в разд. 2 заявления поставит отметку об уплате налога (об освобождении).
Три экземпляра заявления с отметками инспекция вернет вам. Два из них вы передадите своему поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе, пп. 3 п. 4 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Если заявление вы подавали в электронной форме, инспекция также в электронной форме направит вам отдельный документ с подтверждением уплаты налогов (освобождения от уплаты). Поставщику вы направите в электронном или бумажном виде копии своего заявления и подтверждающего документа, полученного от инспекции (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе).

НДС, который вы уплатили при ввозе товаров из ЕАЭС, вы можете принять к вычету после того, как налоговый орган подтвердит уплату налога (п. 26 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Вычет налога можно получить, если товары вы будете использовать в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Для этого заявление о ввозе с отметками налоговой инспекции зарегистрируйте в книге покупок за тот квартал, в котором инспекция подтвердила уплату налога (п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 1, пп. “е” п. 6 Правил ведения книги покупок, Письмо Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180).
Вы можете перенести этот вычет на следующие периоды, но не далее трех лет (п. 2 ст. 171, п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

  1. Что касается особенностей транзитной поставки товара, минуя собственный склад.

Практика транспортировки товарной продукции от отправителя к конечному покупателю напрямую, минуя склад организации, является общераспространенной и направлена на снижение производственных издержек. ((п. 143 “ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения”, утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, Постановление ФАС ЦО от 19.01.2009 N А35-1115/08-С21)

Документооборот:

Транзитная торговля представляет собой две независимые друг от друга сделки:
• транзитный покупатель заключает с поставщиком договор купли-продажи товара, на основании которого обязуется оплатить приобретенный товар, а поставщик - отгрузить его по указанному транзитным покупателем адресу конечного покупателя;
• транзитный покупатель заключает с конечным покупателем отдельный договор, в рамках которого обязуется поставить товар за плату.

В договорах поставки с транзитной доставкой важно закрепить момент и порядок перехода права собственности на поставляемый товар, с целью минимизировать риск порчи товара при транспортировке. А также важно прописать обязанности каждой стороны договоров по предоставлению информации о движении товаров - кто, кого и в какие сроки извещает.

Документы между белорусским поставщиком и вашей организацией.

С учетом того, что у вас импорт, а поставщиком является белорусская организация документ на отгрузку (накладная) будет составляться по форме CMR. (Письмо> ФТС России от 02.05.2012 N 04-30/22006).
CMR составляет отправитель товара, то есть белорусский поставщик.
Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки грузов.
Страницы CMR-накладной предназначаются для отправителя, получателя, перевозчика, экспедитора, таможенных и других органов.
Одна страница CMR-накладной остается у отправителя, остальные сопровождают груз.
Одна страница CMR-накладной передается водителем (экспедитором) непосредственному получателю груза.
Две страницы с подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза остаются у перевозчика для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).
Графы 1 - 15, 21, 22 CMR-накладной заполняются отправителем груза.
В графах 1, 2 CMR-накладной указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
В графе 3 CMR-накладной указываются страна и место, предназначенные для доставки груза (адрес конечного покупателя).
Графа 16 CMR-накладной заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое).
После доставки груза водитель (экспедитор) не менее трех страниц CMR-накладной представляет получателю, который на всех страницах обязан заполнить графу 24 CMR-накладной.
В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.
Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.

В Вашей ситуации получателем груза по договору с белорусским поставщиком является ваша организация, так как вы являетесь непосредственным покупателем товара и его импортером. Именно по вашему заявлению об уплате косвенного налога (НДС) с отметкой российского налогового органа и будет производить белорусский поставщик подтверждение операции экспорта товара на территорию РФ.

При этом в CMR-накладную допускается вносить дополнительную информацию, не предусмотренную настоящей Инструкцией.
Соответственно при транзитной поставке груза вы вправе указать в качестве дополнительной информации уполномоченных вами лиц на получение груза в Санкт-Петербурге.
В части гражданских правоотношений необходимо отметить, что получение груза должно быть произведено уполномоченным лицом от имени покупателя. (п. 2 Инструкции по заполнению CMR)
Соответственно, доверяя факт подписания CMR конечным покупателем (о чем может быть оговорено в договоре поставки между вами и конечным покупателем) с одной стороны уполномочивает конечного покупателя выступать вашим представителем при приемке груза, а соответственно фиксировать его комплектность и качество, с другой стороны подтверждает факт выполнения поставки груза от вас вашему конечному покупателю по комплектности и качеству.
И наоборот, если конечный покупатель откажется от приемки такого товара по какой-либо причине, то гражданский риск возникает как со стороны поставки с белорусской стороной, так и по вашему договору

Что касается оформления документов на поставку товара от имени вашей организации конечному покупателю.
Как было указано выше Организация вправе самостоятельно выбрать, как оформлять сходные операции с одним или разными контрагентами: обычным способом (счет-фактура и накладная) или с применением универсального передаточного документа - УПД (Письмо ФНС России от 29.01.2014 N ГД-4-3/1402@).
УПД в части передаточного документа нужен для оформления операций, связанных с переходом права собственности на товар. Другими словами, он является основанием для списания товара одним собственником и оприходования его другим.

Что касается заполнения строки “грузоотправитель”
Согласно пп.7 раздела 2 ГОСТ Р 51006-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортные. Термины и определения"
грузоотправитель: Потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.
В такой ситуации Ваша организация как потребитель услуг по перевозке груза будет указывать себя в качестве грузотправителя.
Однако что касается заполнения УПД - строка 3 “Грузоотправитель и его адрес” в УПД со статусом “1” заполняется так же, как и при заполнении счета-фактуры, и если грузоотправителем выступает другое лицо то укажите его полное (сокращенное) наименование и адрес. Дополнительно можно указать в строке 3 (Приложение N 3 к Письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).
Данный показатель заполняете аналогичного показателя товарной накладной (Письмо Минфина России от 21.07.2017 N 03-07-09/46548)
Соответственно в варианте поставки товара с территории Белоруссии на территорию РФ в качестве “грузоотправителя” будет указываться белорусский поставщик.

Налог на прибыль:

При осуществлении транзитной торговли существует неопределенность в отношении квалификации транспортных расходов в целях налогообложения прибыли.

Минфин России в Письме от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103 разъяснил, что если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то их в бухгалтерском учете можно отражать на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. В налоговом учете в случае, когда покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, сумму компенсации предлагается учитывать в качестве дохода данной организации, оплату же поставщиком доставки относить к расходам, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

При реализации товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом ст. 320 НК РФ, определяющей порядок распределения расходов по торговым операциям у налогоплательщиков, использующих метод начисления. Как следует из указанной статьи, расходы текущего месяца в торговой организации разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:

  • стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
  • транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя, если они не включены в цену приобретения указанных товаров.

Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, в торговой организации признаются косвенными. Это, в свою очередь, означает, что распределять их нет необходимости, поскольку они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Из буквального прочтения упомянутой ст. 320 НК РФ следует, что к прямым расходам торговой организации относятся транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя. Когда товары отправляются покупателю транзитом, то есть организация оплачивает перевозку товаров от поставщика покупателю, минуя стадию складирования, отсутствует их доставка до ее склада. А это, как было сказано выше, является основополагающим для учета транспортных расходов в качестве прямых затрат. Поэтому такие транспортные расходы несколько нелогично относить к прямым расходам, поскольку они впрямую не связаны с приобретением покупных товаров и доставкой их на склад.
Расходы по доставке товара до склада конечного покупателя вполне возможно квалифицировать как транспортные расходы, связанные с продажей покупных товаров. Тогда такие транспортные расходы можно было бы учесть в качестве косвенных затрат, что позволило бы отнести их в полном объеме к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Официальная позиция контролирующих органов по данному вопросу на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует, поэтому возникают налоговые риски.
Наиболее приемлемый для налоговиков вариант - признать транспортные расходы связанными с приобретением товаров. В этом случае сумма транспортных расходов включается в стоимость приобретенных товаров (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
Если же расходы по доставке не включаются в стоимость приобретенных товаров, то их фискалы, скорее всего, пожелают лицезреть в виде расходов по доставке товаров до склада налогоплательщика. А это, в свою очередь, приводит к необходимости их распределения между проданными товарами и остатком товаров по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.
Для налогоплательщика же более выгоден третий вариант учета таких расходов - считать их связанными только с продажей товаров. Ведь, как правило, при транзите право собственности на товары от поставщика переходит к оптовику в момент отгрузки. Исходя из этого все расходы, производимые в дальнейшем, можно квалифицировать как затраты на продажу товаров и, соответственно, признать их косвенными.
Минфин России в Письме от 10.02.2011 N 03-03-06/1/85 рассмотрел ситуацию, когда перевозка товаров осуществляется между складами, принадлежащими налогоплательщику. Несмотря на то что в данном случае доставка товаров осуществлялась на склад налогоплательщика, финансисты посчитали возможным отнести рассматриваемые расходы к косвенным, поскольку перемещение покупных товаров происходит после их оприходования.
Также например в Постановлении ФАС Московского округа от 24.07.2013 по делу N А40-110865/12-20-572 суд указал, что затраты на транспортировку реализованных обществом товаров со складов поставщиков напрямую до складов покупателей (транзитная поставка) учитываются в составе косвенных расходов. Расходами на доставку покупных товаров до складов общества они не являются. Поэтому данные затраты не подлежат распределению в соответствии с правилами, установленными в ст. 320 НК РФ.

В условиях подобной неопределенности организация может попытаться обезопасить себя и внести в учетную политику для целей налогообложения соответствующее положение, основываясь на п. 4 ст. 252 НК РФ.
Указанная норма НК РФ дает налогоплательщику право самостоятельно определить порядок учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены к разным группам расходов. В данной ситуации такая неопределенность налицо. В связи с этим налогоплательщик может воспользоваться своим правом выбора и принять решение учитывать расходы на транзитную доставку товаров в качестве косвенных.

1 лайк

Гульнара, большое спасибо!!!

1 лайк

рада помочь)