Добрый день!
Мы - ООО на ОСНО, оптовая торговля. Находимся в г. Челябинске.
У нас есть покупатель, находится в Питере.
Он заказал у нас товар, который мы будем покупать для него в Беларуси.
Понятно, что везти товар из Минска в Питер напрямую ближе и дешевле, чем через Челябинск.
У меня есть опыт только в экспорте. По импорту теорию почитала. Принцип понятен.
Вопрос - могут быть какие-то особенности при импорте товаров, с учетом того, что товар будет напрямую доставляться из Беларуси нашему покупателю?
Доставка будет осуществляться автотранспортом, транспортной компанией.
Я задал более развернуто этот же вопрос в чате, мне дали ответы. Получается, мои вопросы были именно по документальному оформлению - кто где указывается в СМР. Прошу их подтвердить или дополнить. Вот вопросы и ответы.
Ответ: У нас был такой опыт, оборудование из РБ напрямую уехало к покупателю в другой регион РФ. Особенностей никаких, документы только договориться, чтобы не отправили случайно клиенту вашему)).
В СМР мы указывали адрес покупателя нашего и дату получения = дате доставки покупателя.
-
Вопрос: Получается, СМР выписывает поставщик из Беларуси?
Ответ: в идеале да, но это по договоренности - за некоторых поставщиков мы сами готовим сам документ. Но оригинал с подписью, печатью идет от них к вам вместе с грузом.
Ответ от перевозчика: Поставщик выписывает СМР, а также «пустую, без цены»? УПД на провоз. Водитель забирает СМР, эту УПД и везет груз. Одновременно с этим, мы направляем в покупателю в Питер по эл. почте нормальные УПД на нашу отгрузку. Они там распечатывают их не менее 2-х экземпляров, подписывают со своей стороны, ставят печать и отдают водителю. Также отдают водителю подписанный СМР. Потом водитель все эти документы направляет нам заказным письмом.) -
Поставщик из РБ указывает адрес нашего покупателя?
Ответ: В СМР в графе 2 вы указываете себя и свой юр адрес, а в графе 3 только адрес реальной выгрузки (у покупателя). При этом в смр покупателя Вашего нигде указывать не нужно. Я так понимаю по Договору с Вашим покупателем доставка за ваш счет или включена в цену? -
Кто ставит дату получения в СМР? Наш покупатель?
Ответ: нет, вы. Покупатель нигде в вашей смр не участвует, только адрес в графе 3. У вас же не трехсторонний договор, где покупатель - грузополучатель? по-хорошему там должен быть ваш представитель, он встретит груз и распишется в смр. Если такой возможности нет, то мы делаем так: документы едут отдельно в офис к нам и мы проставляем уже в офисе просто дату, когда груз приехал, подпись печать, а груз едет отдельно. Тут уж как со всеми договоритесь) таможни между РФ и РБ нет, поэтому важно собрать печати подписи со всех любыми способами вам удобными и доступными) -
И вопрос, на который пока мне не ответили - в нашей УПД кого указывать грузоотправителем?
Добрый день, ответим поэтапно.
- Импорт из Белоруссии
При импорте из страны члена ЕАЭС (в том числе Белоруссии) платится НДС.
От налога освобождены лишь отдельные категории товаров (например, оборудование, аналоги которого не производятся в РФ).
Чтобы рассчитать НДС, умножьте стоимость товара по договору на ставку налога. Общая ставка - 20%. Ставка 10% - для некоторых социально значимых товаров (например, детских).
Налоговую базу нужно определять на дату, когда приобретенные товары вы приняли на учет (п. 14 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Под термином “приобретение” в гражданском законодательстве в отношении имущества понимается приобретение права собственности на последнее (ст. ст. 212, 218 ГК РФ). Таким образом, при покупке (приобретении) товаров НДС, предъявленный поставщиком, торговая организация может принять к вычету, когда товары стали ее собственностью, приняты на учет
Следовательно, организация обязана принять к учету товары, право собственности на которые к ней перешло, независимо от их поступления на ее склад.
Не нужно включать в налоговую базу стоимость сопутствующих услуг, например транспортировки, если эти услуги прописаны отдельно в договоре и не включены в стоимость товара.
Платить НДС нужно путем перечисления денежных средств в качестве ЕНП. Сделать это надо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вы приняли товары на учет. (п. 19 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
В этот же срок подайте декларацию по косвенным налогам, а вместе с ней - заявление о ввозе товаров и другие документы.
После того как инспекция подтвердит уплату “ввозного” НДС, вы сможете принять его к вычету.
В некоторых случаях вы должны включить НДС в стоимость товаров.
Подробнее:
Вы должны подать в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС, заявление о ввозе и другие документы, подтверждающие ввоз товаров и уплату НДС (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Декларацию с документами нужно подать, даже если вы ввезли товары, которые освобождены от НДС.
Форма и Порядок заполнения декларации по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС утверждены Приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@.
Декларацию можно подать на бумаге или в электронном виде по ТКС (п. 3 ст. 80 НК РФ, Приложение N 4 к Порядку заполнения декларации по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС).
Если у вас среднесписочная численность работников за прошлый год больше 100 человек (либо если у вас вновь созданная организация с численностью больше 100 человек), то декларацию можно подать только в электронной форме по ТКС (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Срок подачи декларации и документов - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары вы приняли на учет.
Вместе с декларацией вы должны представить (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС):
-
заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
-
выписку банка, подтверждающую перечисление в бюджет НДС и акцизов по ввезенным товарам. Банковскую выписку не нужно представлять, если у вас есть переплата по налогам и инспекция приняла решение о ее зачете в счет ввозного налога (пп. 2 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС);
-
транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров из страны ЕАЭС на территорию РФ (пп. 3 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС). Это могут быть, например, CMR-накладные
(Письмо ФНС России от 29.06.2010 N ШС-37-3/5424@). -
договоры на покупку товаров (пп. 5, 7, 8 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС);
Все указанные документы, кроме заявления о ввозе, можно подать в виде копий. Копии должен заверить руководитель или другое лицо по доверенности (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Заявление о ввозе и другие представленные вами документы инспекция проверит в течение 10 рабочих дней (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе).
Если ошибок нет и все документы в порядке, инспекция подтвердит уплату налога (освобождение от налога).
Если заявление о ввозе вы подавали на бумаге, инспекция в разд. 2 заявления поставит отметку об уплате налога (об освобождении).
Три экземпляра заявления с отметками инспекция вернет вам. Два из них вы передадите своему поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе, пп. 3 п. 4 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Если заявление вы подавали в электронной форме, инспекция также в электронной форме направит вам отдельный документ с подтверждением уплаты налогов (освобождения от уплаты). Поставщику вы направите в электронном или бумажном виде копии своего заявления и подтверждающего документа, полученного от инспекции (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе).
НДС, который вы уплатили при ввозе товаров из ЕАЭС, вы можете принять к вычету после того, как налоговый орган подтвердит уплату налога (п. 26 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Вычет налога можно получить, если товары вы будете использовать в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Для этого заявление о ввозе с отметками налоговой инспекции зарегистрируйте в книге покупок за тот квартал, в котором инспекция подтвердила уплату налога (п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 1, пп. “е” п. 6 Правил ведения книги покупок, Письмо Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180).
Вы можете перенести этот вычет на следующие периоды, но не далее трех лет (п. 2 ст. 171, п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
- Что касается особенностей транзитной поставки товара, минуя собственный склад.
Практика транспортировки товарной продукции от отправителя к конечному покупателю напрямую, минуя склад организации, является общераспространенной и направлена на снижение производственных издержек. ((п. 143 “ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения”, утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, Постановление ФАС ЦО от 19.01.2009 N А35-1115/08-С21)
Документооборот:
Транзитная торговля представляет собой две независимые друг от друга сделки:
• транзитный покупатель заключает с поставщиком договор купли-продажи товара, на основании которого обязуется оплатить приобретенный товар, а поставщик - отгрузить его по указанному транзитным покупателем адресу конечного покупателя;
• транзитный покупатель заключает с конечным покупателем отдельный договор, в рамках которого обязуется поставить товар за плату.
В договорах поставки с транзитной доставкой важно закрепить момент и порядок перехода права собственности на поставляемый товар, с целью минимизировать риск порчи товара при транспортировке. А также важно прописать обязанности каждой стороны договоров по предоставлению информации о движении товаров - кто, кого и в какие сроки извещает.
Документы между белорусским поставщиком и вашей организацией.
С учетом того, что у вас импорт, а поставщиком является белорусская организация документ на отгрузку (накладная) будет составляться по форме CMR. (Письмо> ФТС России от 02.05.2012 N 04-30/22006).
CMR составляет отправитель товара, то есть белорусский поставщик.
Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки грузов.
Страницы CMR-накладной предназначаются для отправителя, получателя, перевозчика, экспедитора, таможенных и других органов.
Одна страница CMR-накладной остается у отправителя, остальные сопровождают груз.
Одна страница CMR-накладной передается водителем (экспедитором) непосредственному получателю груза.
Две страницы с подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза остаются у перевозчика для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).
Графы 1 - 15, 21, 22 CMR-накладной заполняются отправителем груза.
В графах 1, 2 CMR-накладной указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
В графе 3 CMR-накладной указываются страна и место, предназначенные для доставки груза (адрес конечного покупателя).
Графа 16 CMR-накладной заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое).
После доставки груза водитель (экспедитор) не менее трех страниц CMR-накладной представляет получателю, который на всех страницах обязан заполнить графу 24 CMR-накладной.
В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.
Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.
В Вашей ситуации получателем груза по договору с белорусским поставщиком является ваша организация, так как вы являетесь непосредственным покупателем товара и его импортером. Именно по вашему заявлению об уплате косвенного налога (НДС) с отметкой российского налогового органа и будет производить белорусский поставщик подтверждение операции экспорта товара на территорию РФ.
При этом в CMR-накладную допускается вносить дополнительную информацию, не предусмотренную настоящей Инструкцией.
Соответственно при транзитной поставке груза вы вправе указать в качестве дополнительной информации уполномоченных вами лиц на получение груза в Санкт-Петербурге.
В части гражданских правоотношений необходимо отметить, что получение груза должно быть произведено уполномоченным лицом от имени покупателя. (п. 2 Инструкции по заполнению CMR)
Соответственно, доверяя факт подписания CMR конечным покупателем (о чем может быть оговорено в договоре поставки между вами и конечным покупателем) с одной стороны уполномочивает конечного покупателя выступать вашим представителем при приемке груза, а соответственно фиксировать его комплектность и качество, с другой стороны подтверждает факт выполнения поставки груза от вас вашему конечному покупателю по комплектности и качеству.
И наоборот, если конечный покупатель откажется от приемки такого товара по какой-либо причине, то гражданский риск возникает как со стороны поставки с белорусской стороной, так и по вашему договору
Что касается оформления документов на поставку товара от имени вашей организации конечному покупателю.
Как было указано выше Организация вправе самостоятельно выбрать, как оформлять сходные операции с одним или разными контрагентами: обычным способом (счет-фактура и накладная) или с применением универсального передаточного документа - УПД (Письмо ФНС России от 29.01.2014 N ГД-4-3/1402@).
УПД в части передаточного документа нужен для оформления операций, связанных с переходом права собственности на товар. Другими словами, он является основанием для списания товара одним собственником и оприходования его другим.
Что касается заполнения строки “грузоотправитель”
Согласно пп.7 раздела 2 ГОСТ Р 51006-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортные. Термины и определения"
грузоотправитель: Потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.
В такой ситуации Ваша организация как потребитель услуг по перевозке груза будет указывать себя в качестве грузотправителя.
Однако что касается заполнения УПД - строка 3 “Грузоотправитель и его адрес” в УПД со статусом “1” заполняется так же, как и при заполнении счета-фактуры, и если грузоотправителем выступает другое лицо то укажите его полное (сокращенное) наименование и адрес. Дополнительно можно указать в строке 3 (Приложение N 3 к Письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).
Данный показатель заполняете аналогичного показателя товарной накладной (Письмо Минфина России от 21.07.2017 N 03-07-09/46548)
Соответственно в варианте поставки товара с территории Белоруссии на территорию РФ в качестве “грузоотправителя” будет указываться белорусский поставщик.
Налог на прибыль:
При осуществлении транзитной торговли существует неопределенность в отношении квалификации транспортных расходов в целях налогообложения прибыли.
Минфин России в Письме от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103 разъяснил, что если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то их в бухгалтерском учете можно отражать на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. В налоговом учете в случае, когда покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, сумму компенсации предлагается учитывать в качестве дохода данной организации, оплату же поставщиком доставки относить к расходам, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
При реализации товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом ст. 320 НК РФ, определяющей порядок распределения расходов по торговым операциям у налогоплательщиков, использующих метод начисления. Как следует из указанной статьи, расходы текущего месяца в торговой организации разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:
- стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
- транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя, если они не включены в цену приобретения указанных товаров.
Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации.
Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.
Все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, в торговой организации признаются косвенными. Это, в свою очередь, означает, что распределять их нет необходимости, поскольку они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Из буквального прочтения упомянутой ст. 320 НК РФ следует, что к прямым расходам торговой организации относятся транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя. Когда товары отправляются покупателю транзитом, то есть организация оплачивает перевозку товаров от поставщика покупателю, минуя стадию складирования, отсутствует их доставка до ее склада. А это, как было сказано выше, является основополагающим для учета транспортных расходов в качестве прямых затрат. Поэтому такие транспортные расходы несколько нелогично относить к прямым расходам, поскольку они впрямую не связаны с приобретением покупных товаров и доставкой их на склад.
Расходы по доставке товара до склада конечного покупателя вполне возможно квалифицировать как транспортные расходы, связанные с продажей покупных товаров. Тогда такие транспортные расходы можно было бы учесть в качестве косвенных затрат, что позволило бы отнести их в полном объеме к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Официальная позиция контролирующих органов по данному вопросу на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует, поэтому возникают налоговые риски.
Наиболее приемлемый для налоговиков вариант - признать транспортные расходы связанными с приобретением товаров. В этом случае сумма транспортных расходов включается в стоимость приобретенных товаров (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
Если же расходы по доставке не включаются в стоимость приобретенных товаров, то их фискалы, скорее всего, пожелают лицезреть в виде расходов по доставке товаров до склада налогоплательщика. А это, в свою очередь, приводит к необходимости их распределения между проданными товарами и остатком товаров по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.
Для налогоплательщика же более выгоден третий вариант учета таких расходов - считать их связанными только с продажей товаров. Ведь, как правило, при транзите право собственности на товары от поставщика переходит к оптовику в момент отгрузки. Исходя из этого все расходы, производимые в дальнейшем, можно квалифицировать как затраты на продажу товаров и, соответственно, признать их косвенными.
Минфин России в Письме от 10.02.2011 N 03-03-06/1/85 рассмотрел ситуацию, когда перевозка товаров осуществляется между складами, принадлежащими налогоплательщику. Несмотря на то что в данном случае доставка товаров осуществлялась на склад налогоплательщика, финансисты посчитали возможным отнести рассматриваемые расходы к косвенным, поскольку перемещение покупных товаров происходит после их оприходования.
Также например в Постановлении ФАС Московского округа от 24.07.2013 по делу N А40-110865/12-20-572 суд указал, что затраты на транспортировку реализованных обществом товаров со складов поставщиков напрямую до складов покупателей (транзитная поставка) учитываются в составе косвенных расходов. Расходами на доставку покупных товаров до складов общества они не являются. Поэтому данные затраты не подлежат распределению в соответствии с правилами, установленными в ст. 320 НК РФ.
В условиях подобной неопределенности организация может попытаться обезопасить себя и внести в учетную политику для целей налогообложения соответствующее положение, основываясь на п. 4 ст. 252 НК РФ.
Указанная норма НК РФ дает налогоплательщику право самостоятельно определить порядок учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены к разным группам расходов. В данной ситуации такая неопределенность налицо. В связи с этим налогоплательщик может воспользоваться своим правом выбора и принять решение учитывать расходы на транзитную доставку товаров в качестве косвенных.
Гульнара, большое спасибо!!!
рада помочь)