Проезд сотрудников к месту работы

Добрый день, ООО находится в Москве, в районе Ногинска строится цех. Общественный транспорт до этого места не доезжает. Планируется, что сотрудники будут добираться на автомобилях, принадлежащих организации. Подскажите пожалуйста, можно ли каким то образом принять в НУ затраты (амортизацию, гсм), какие документы нужно составить? ООО на ОСНО.

Здравствуйте

В соответствии с п. 26 ст. 270 НК РФ организация вправе включить в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты на оплату проезда работников к месту работы и обратно специальными маршрутами и ведомственным транспортом, если:

  • доставка вызвана технологическими особенностями производства (связана с режимом работы предприятия, местоположением), то есть если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно (пп. 49 п.1 ст. 264 НК РФ);

  • обязанность работодателя организовать доставку сотрудников закреплена в трудовых или коллективном договорах (п. 25 ст. 255 НК РФ).

В одних письмах специалисты Минфина России разъясняют, что должны выполняться одновременно оба условия. Если хотя бы одно из них не соблюдено, то организация не вправе учесть произведенные затраты для целей налогообложения прибыли (см. письма от 30.03.2023 N 03-03-06/1/27888, от 17.01.2023 N 03-03-06/1/2763, от 03.11.2021 N 03-01-10/89249, от 19.01.2021 N 03-03-06/1/2239, от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82124, от 09.09.2020 N 03-03-06/1/79033, от 07.08.2020 N 03-03-06/1/69400, от 23.01.2020 N 03-03-06/1/3758, от 31.08.2012 N 03-03-06/1/449, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/778). В арбитражной практике поддерживается эта позиция (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 N Ф07-8924/13, ФАС Московского округа от 29.02.2012 N Ф05-10937/11). В одном из разъяснений Минфина России содержится даже вывод о том, что расходы организации по доставке сотрудников на работу и обратно до дома в черте города не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

В других письмах специалисты Минфина России разъясняют, что расходы, связанные с перевозкой рабочих к месту работы и обратно, учитываются в составе расходов в случае, когда они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (письма Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/1/810, от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777). Таким образом, для того, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по доставке сотрудников до места работы, достаточно закрепить эту обязанность работодателя в трудовом (коллективном) договоре или же обосновать производственную необходимость такой доставки.

Документооборот

Документальным подтверждением расходов по доставке работников к месту работы и обратно могут служить:

  • трудовой (коллективный) договор, в котором предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать доставку работников к месту работы и обратно;

  • письмо (справка) от органов местного самоуправления об отсутствии маршрутов общественного транспорта вблизи местонахождения организации или ее структурных подразделений (или справка о том, что данное направление не обслуживается общественным транспортом);

  • приказ руководителя об организации доставки сотрудников до места работы и обратно (в приказе необходимо указать, каким образом организована доставка, для каких категорий работников она предназначена, указать причины необходимости организации доставки сотрудников);

  • правила внутреннего трудового распорядка, график работы сотрудников, для которых организована доставка;

  • если доставка осуществляется силами организации, то прилагается приказ руководителя о назначении ответственного за организацию доставки сотрудников до работы и обратно, путевые листы, утвержденный маршрут, расписание и т.д.

Спасибо. По поводу последнего пункта, про ответственного, получается если на балансе три легковых автомобиля, и например на одном добирается директор, на другом рабочие, на третьем зам. директора, это будет нормально? Едут естественно все из разных мест. Получается три ответственных? Если на одной машине будут добираться несколько человек (исключительно работники), это не будет расценено как перевозка пассажиров?