Добрый день.
Подскажите, нужно рассчитать пособие по БИР в 2023 (г.Москва).
Оформлена с третьего квартала 2022 по настоящий момент у двух работодателей, у одного по основному месту, у другого по внешнему совместительству. В расчетных годах (2021-2022) так же работала у других работодателей, справки есть.
Больничные пришли обоим работодателем. Можно ли подать расчет в СФР по больничному листу только от основного работодателя, +включив доход от работодателя по совместительству,+ включить доход от предыдущих работодателей за расчетный период? Как в таком случае ответить на БЛ в месте работы по совместительству?
Здравствуйте!
К сожалению, у правоприменителей до сих пор не сложилось единого мнения насчет того, как в этой ситуации выплачивать пособие внешнему совместителю.
После перехода на ЭЛН все работодатели застрахованного лица работают с одним и тем же номером ЭЛН. Страховщик (в настоящее время это Социальный фонд России) всем известным ему страхователям, у которых занято застрахованное лицо, направляет с использованием системы электронного документооборота информацию по больничному листу . И дальше каждый работодатель определяет, выплачивает ли он пособие или подает в СФР информацию, что пособие данному работнику назначается только по одному месту работы.
И тут возникает некоторая путаница. Один из порядков назначения пособия – у каждого работодателя (ч. 2 ст. 13, ч. 2 ст. 14.1 Закона N 255-ФЗ). Социальный фонд России назначает и выплачивает отдельное пособие по каждому из работодателей, у которых застрахованное лицо занято по трудовому договору на момент наступления страхового случая. Часть пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня заболевания или травмы тоже назначают и выплачивают все такие работодатели. Каждое пособие при этом рассчитывается из заработка, полученного только у одного работодателя. Ограничение по максимальному размеру учитываемого заработка применяется при исчислении каждого пособия отдельно (ч. 1 и ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Это правило применяется, если в двух предшествующих календарных годах работник был занят у тех же работодателей, что и на момент наступления страхового случая.
Но тут главная сложность, что следует понимать под занятостью работника в двух предшествующих календарных годах. Практика неоднозначна.
В разъяснениях специалистов органов соцстраха и в судебных актах можно встретить такое толкование нормы ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, согласно которому для ее применения и получения нескольких пособий работник должен по каждому из мест работы отработать не менее двух полных календарных лет или, как минимум, иметь у всех нынешних работодателей период работы, приходящийся на оба календарных года перед годом наступления страхового случая. См., например, определение Восьмого КСОЮ от 22.12.2022 N 8Г-24776/2022, определение Тверского областного суда от 19.07.2022 N 33-2840/2022, постановление АС Северо-Западного округа от 17.02.2016 N Ф07-1851/15, постановление Восемнадцатого ААС от 23.12.2020 N 18АП-13832/20, постановление Седьмого ААС от 15.02.2017 N 07АП-12036/16, постановление Пятнадцатого ААС от 15.10.2016 N 15АП-14666/16, информацию ФСС России от 27.07.2015, письма Московского регионального отделения ФСС России от 17.05.2021 N 15-15/7710-6709л и от 17.08.2021 N 15-15/7710-16869л, есть подобные ответы Тверского, Костромского, Владимирского региональных отделений ФСС России. То есть Ваша ситуация сюда не подходит.
Однако иногда удается доказать в суде, что рассматриваемая норма может применяться и тогда, когда работник у кого-то из нынешних работодателей трудится только со второго по времени года из двухлетнего периода перед наступлением страхового случая. См., например, определение Амурского областного суда от 25.01.2021 N 33АП-255/2021, постановления АС Московского округа от 26.12.2022 N Ф05-32259/22, от 20.08.2020 N Ф05-11812/20 и от 15.08.2019 N Ф05-12593/19, постановления АС Уральского округа от 15.11.2021 N Ф09-7789/21, от 19.05.2021 N Ф09-2735/21, от 11.03.2019 N Ф09-8750/18, от 06.03.2019 N Ф09-9776/18 (ВС РФ отказал в пересмотре), постановление АС Северо-Западного округа от 04.08.2021 N Ф07-8089/21, постановление Пятнадцатого ААС от 27.09.2021 N 15АП-15452/21, постановление Восьмого ААС от 25.08.2020 N 08АП-7073/20.
Первая позиция более распространена на практике. То есть в такой ситуации, как описана у Вас, ФСС прежде, а теперь СФР предлагал считать пособие только у одного работодателя (но учитывая все заработные платы за два предыдущих календарных года – и у действующих, и у прошлых работодателей). Работник сам выбирает, у какого из работодателей он получит пособие. Соответственно, если работник выбирает получение пособие у другого работодателя, то в ответе на запрос СФР Вы указываете, что пособие сотруднику не положено. Причина отказа в назначении пособия – сотрудник работает по совместительству и не отработал в организации 2 предшествующих года. Но поскольку практика неоднозначна, о чем я написала выше, рекомендуем дополнительно проконсультироваться с Вашим отделением СФР.