Расходы на получение лицензии

Здравствуйте!
Компания в 4 кв. 2021г. получила бессрочную лицензию на право производить, продавать, обслуживать изделия мед. техники. Сбором и подачей документов занималась сторонняя организация, которой было выплачено вознаграждение, так же была уплачена госпошлина. Какими проводками можно отразить получение данной лицензии, чтобы не возникло разниц в БУ и НУ, если до конца 2021г. компания по этому виду деятельности не производила, не продавала продукцию? Или разниц не избежать?

1 симпатия

Бухгалтерский учет

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изменениями и дополнениями), расходы на приобретение лицензии на какой-либо вид деятельности относятся ко всему сроку действия этой лицензии. Такие расходы отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей “Расходы будущих периодов” и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Расходы на лицензирование у медицинской организации с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 “Расходы организации”).

Бухгалтерские стандарты позволяют учесть услуги юридической фирмы по оформлению лицензии как в составе текущих расходов (раздел IV ПБУ 10/99), так и вместе со стоимостью самой государственной пошлиной (лицензионными сборами) за получение лицензии на счете 97 (п. 65 ПБУ, утвержденного приказом Минфина от 29.07.1998 N 34н).

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В силу этого расходы, произведенные организацией при получении лицензии, относятся ко всему сроку ее действия. На основании п. 19 ПБУ 10/99 эти расходы должны быть обоснованно распределены.

Таким образом, все расходы, относящиеся к приобретению лицензии, организации первоначально следует отразить в составе расходов будущих периодов (счет 97 “Расходы будущих периодов”), а затем списать на затраты равномерно, с начала осуществления производства мед.товаров, в течение срока действия лицензии. Учтенные на счете 97 “Расходы будущих периодов” расходы списываются в дебет счетов 20 “Основное производство”, 26 “Общехозяйственные расходы” и др.

В бухгалтерском учете оплату расходов за лицензию отражают следующими записями.

Дебет 76 Кредит 51 - перечислена сумма расходов;

Дебет 97 Кредит 76 - сумма учтена в расходах будущих периодов;

Дебет 20 Кредит 97 - равномерное списание части расходов будущих периодов в течение срока действия лицензии.

При этом, начинать списание затрат на счет 20 “Основное производство” следует с момента, когда лицензия начнет действовать (письмо Управления МНС по г. Москве от 11.10.2001 N 02-11/46474), т.е. с момента начала осуществления производства мед.товаров.

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы в виде платы за оформление лицензии на осуществление деятельности учитываются в течение всего срока ее действия, то есть не единовременно, а равномерно. Такая позиция изложена в письмах Управления МНС по г. Москве от 20.11.2003 N 26-12/65420, от 12.05.03 N 26-12/25947, и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 N А66-10560/2005.

Дата возникновения расходов при методе начисления (не при кассовом) определена ст. 272 НК РФ. Расходы организации в виде платы за оформление лицензии, отвечающие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, могут учитываться для целей налогообложения прибыли не ранее периода начала ведения лицензируемой деятельности. Такие разъяснения даны в письме Управления МНС по г. Москве от 12.05.2004 N 26-12/32522.

Используя этот вариант, организация сможет избежать различий между бухгалтерским и налоговым учетом и применением ПБУ 18/02, но о расходах на получение лицензии при заполнении налоговой декларации придется помнить в течение всего срока ее действия.

Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

В приведенном примере лицензия выдана бессрочно (хотя по общим правилам лицензии выдаются сроком до 5 лет). Организация в праве самостоятельно установить срок списания на затраты в бухгалтерском и налоговом учете.

Добрый день!
Небольшое уточнение: организация не является медицинской. Она занимается производством и продажей оборудования, в том числе и медицинского.
В таком случае, из сказанного Вами могу ли сделать вывод, что и в БУ, и в НУ - это могут быть расходы будущих периодов, и так как лицензия бессрочная, то, чтобы снять претензии со стороны ФНС по общему правилу можно ставить срок 5 лет.
Но если в 4 кв. 2021 (когда получена лицензия) организация именно мед. технику не продавала и не производила. И тогда и списывать на затраты не может с 97 счёта?

Порядок списание лицензии на медицинские услуги или лицензии на производство медицинских товаров одинаков. Установите срок списания на затраты в бухгалтерском и налоговом учете в течении 5 лет. Списывать с 97 счета начнете тогда, когда у вас начнется деятельность по лицензии на производство или продажу медицинского оборудования.