Ресторанный бизнес. проверки

Список необходимой документации, которая должна быть на объектах (ресторанах).
Что проверяют инстанции в ресторанах?
Могут ли прийти проверяющие без предупреждения?
Кто может общаться с проверяющими от имени общества, если директора нет на объекте?
Есть ли портал, на котором можно проверить предстоящие плановые и внеплановые проверки от инстанций?

Приветствуем вас!

Вопросов много, ответы очень объемные, поэтому мы будет ответчать в нескольких сообщений постепенно.

Нужно иметь уголок потребителя.

Данная обязанность определена ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (Закон о правах потребителя) (в ред. от 04.08.2023).

Данная статья закона устанавливает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Статья 10 Закона № 2300-1 и Правила торговли не содержат прямой формулировки «Уголок потребителя» и рассматривают в целом требования, размещаемые не только на стенде потребителя, но и на вывеске. Требования сводятся к тому, что необходимая потребителю информация должна быть размещена в доступном для ознакомления месте.

Конкретных условий, определяющих эти факторы, нет, однако важно, чтобы покупатель мог самостоятельно ознакомиться с документами. Как правило, уголок потребителя представляет собой стенд с прозрачными карманами для документов.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 2300-1 режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в п. 1 ст. 11, а также ИП, устанавливается ими самостоятельно.

Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному (п. 3 ст. 11 Закона № 2300-1).

Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - ИП должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» должен входить в состав обязательной документации, представленной в Уголке потребителя. Распечатанный вариант Закона № 2300-1 из Интернета или других источников не всегда принимается проверяющими как надлежащая информация. Инспекторы требуют размещения печатного издания Закона, ссылаясь на то, что потребители должны иметь достоверную информацию, что не всегда могут предоставить источники из Интернета. Также там должны быть печатные Правила торговли и оказания услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Также в уголке потребителя должны быть меню, прейскуранты, то есть ценовая инфомация, информация о качестве: декларации и сертификаты качества на продукцию.

Если идет торговля алкоголем, то обязательно должна висеть лицензия на торговлю в уголке потребителя. Также обязательно указаны таблички, что алкоголь продается только лицам, достигшим 18 лет. Также там размещается книга жалоб и предложений.

При проверках могут запросить самые разные документы в зависимости от того, кто проверяет. В РФ сейчас более 100 видов проверок и более 9 видов контрольных мероприятий, поэтому мы остановимся на самых частых и актуальных. Если у вас возникнут вопросы, задавайте.

Практически при всех проверках просят учредительные документы, т.е. устав, свидетельства регистрации ООО или листы записи из ФНС, лицензии, разрешения, обязательно должно быть уведомление Роспотребнадзора о начале деятельности, договоры аренды на помещение или документы собственности на недвижимость, где ведется бизнес.

Все сотрудники ресторана должны иметь медицинские книжки, проходить медицинские осмотры.

Проверяют много чего, но чаще всего:

  1. Роспотребнадзор, проверяет буквально все, что касается торговли блюд, услуг, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности на кухне, уголок потребителя. Продажа алкоголя несовершеннолетним, все, что касается СЭС. Смотрят соблюдение правил курения табака и проч.

  2. Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (указаом Президента РФ от 14.08.2023 № 587 эта служба была переименована, ранее назвалась Федеральная службя по регулированию алкогольного рынка
    или кратко Росалкогольрегулирование) они проверяют организации, которые торгуют алкоголем. Много судов и штрафов накладывается за нерегистрацию в ЕГАИС (там любая крепкая спиртосодержащая продукция должна регистрироваться). Причем проверки не только Росалкогольрегулирование проводит, но и Роспотребнадзор. Росалкогольрегулирование контролирует и координирует Минфин РФ.

  3. ФНС. ККТ проверяется, соблюдения правил работы с наличными, если какие льготы по налогам, то будет проверять это обязательно, будет также смотреть первичные документы при выездной проверке, при проверке ККТ проверяют сам кассовый аппарат, считают денежные остатки. Также могут смотреть маркировку, то есть работу с маркированной продукцией.

  4. Полиция. Проверяет продажу алкоголя, если были продажи несовершеннолетним могут привлечь сначала к административной ответственности, потом при повторном нарушении - могут возбудить уголовное дело. Ну понятно, что полиция может проверять факты нарушения УК РФ и КоАП РФ, например, если в ресторане будет драка, кража и другие правонарушения, они включаются. Также территория разделена по участковым уполномоченным полиции, узнайте вашего, чтобы наладить с ним контакт. Также полиция может смотреть маркировку, то есть работу с маркированной продукцией.

  5. МЧС или подразделения, ответственные за пожарную безопасность. Проверять соблюдение норм пожарной безопасности, проверять огнетушители, наличие стендов, путей эвакуации и/или наличие автоматизированной системы сигнализации при пожарной опасности. У ООО должно быть много разных документво по пожарной безопаности - это журналы иинструкции, проверочные документы, приказ об ответственности лиц, документы об обучении и т.д.

  6. Проверять могут и различные структуры управления (департаменты) торговли местных властей, там могут проверять очень многое, связанное с организацией бизнеса. Во всех регионах есть свой кодекс об административных правонарушениях, они могут по нему проверять и наказывать все точки общепита.

  7. ГИТ – государственная инспекция труда, они проводят проверки в случаях нарушения трудового законодательства. Проверяют трудовые договоры, соблюдения норм охраны труда и техники безопасности сотрудников. Но сейчас мораторий, поэтому они проверят если будут жалоба или поручение прокуратуры.

  8. Прокуратура может всегда проверять и без предупреждения, т.к. у них есть функция общего надзора соблюдения любого закона. Но они чаще всего включаются, когда есть уголовное дело или массовые нарушения, имеющие большую общественную опасность. Они могут давать поручения практически любому органу провести тематическую проверку, например, ГИТ или Роспотребнадзору. У них был приказ Генерального Прокурора РФ, им пытались регламентировать проверки, но по сути вам могут вручить документ о проверке во время её начала.

Почти все проверяющие могут прийти без предупреждения, если будет какое ЧП. Без предупреждения могут приходить с проверкой: ФНС (п.2 ), полиция (п. 3) и прокуратура может всегда проверять и все подряд, но это нужно сильно “постараться”.

От ООО во время проверки может выступать руководитель, имеющий право без доверенности представлять интересы ООО, также все лица, которым руководитель от имени ООО выдал доверенность, в которой будет написано, что это лицо, например, какой-то сотрудник может участвовать от имени ООО в проверке.

Такого представителя лучше иметь, чаще всего это юрист, т.к. он более грамотно будет себя вести во время проверки. Тем не менее, относительно представителя есть особенности. Например, ФНС может допрашивать любого сотрудника: кассира, кладовщика, продавца, менеджера и т.д. По сути они представители ООО, но по конкретным вопросам. Уклониться рядовому сотруднику от допроса ФНС очень сложно, будет штрафы и т.д. Полиция также будет разговаривать с тем, кто фактически будут в ресторане на месте и может увидеть и узнать все, что им нужно, поэтому важно, чтобы все сотрудники были проинструктированы, кому звонить, и чтобы сразу мог приехать ваш юрист. Это позволит вам сэкономить массу денег.

Полезно также в ресторане иметь Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, его типовая форма дана в приложении № 4 к Приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (ред. от 30.09.2016) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2009 № 13915) Такой журнал также вам поможет обеспечить защиту.

Не лишним будет вести аудио и видеозапись проверки и деqстви проверяющих нужно фиксировать, но об этом предупредить всех.

Да, в РФ есть Единый реестр проверок, это установлено ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

На сайте Прокуратуры РФ можно поискать по ИНН вашу организацию, есть ли вы в планах проверок:
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/consolidated-audit-plan/ul-ip

На основании ч. 1 ст. 13.3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с п.1.1 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона), а также их результатов создается единый реестр проверок. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура РФ.

Ст. 26.3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей предусмотрен перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых этот Закон применяется до 31.12.2024. Кроме того, пп. 3 п. 1 указанной статьи установлено, что он применяется в отношении видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу положений о видах контроля, принятых во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” , но не позднее 31 декабря 2021 г. в части возможности использования единого реестра проверок.

Конечно в этом реестре не будет ни проверок ФНС, ни полиции, на таможни, ФАС, Росгвардии, валютного контроля, контроля СФР, санитарного контроля, пограничного, ветеринарого и фитоконтроля, проверок Роскомнадора, в законе названо более 24 видов контролирующих структур, которые не попадут в реестр.

Здесь страничка со сводными планами проврок Прокуратуры Воронежской области:
https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_36/activity/consolidated-audit-plan