У компании есть намерение собрать компьютер из деталей имеющихся у директора (единственного учредителя) с приобретением недостающих комплектующих. Можно ли купленные комплектующие в этом случае списать как малоценное без сборки единого объекта?
Или как правильно “собрать” в таком случае компьютер?
Я считаю, что нет, не можете. Речь идет даже не о ремонте имеющегося объекта, а о создании нового.
Соберите все затраты на счете 08, и переведите компьютер на счет 01. Если его стоимость окажется менее 100 тыс. руб. в налоговом учете, то стоимость компьютера можно сразу списать в налоговые расходы (п. 1 ст. 257 НК РФ).
В бухучете организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными в пункте 4 ФСБУ 6/2020, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного ею с учетом существенности информации о таких активах. (Обычно лимит МБП в налоговом учете и бухучете компании выбирают одинаковый).
Затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов – иначе говоря, учитывать за балансом до физического выбытия (п. 5 ФСБУ 6/2020).
В налоговом учете дохода не будет, если Вы получили имущество от учредителя с долей не менее 50 процентов. Но и в расходах стоимость этого имущества учесть нельзя. Также его нельзя продать или отдать бесплатно в течение года со дня получения - иначе придется доначислить доход (ст. 251 НК РФ, письмо Минфина от 17.04.2023 № 03-03-08/34107).
В бухучете безвозмездно полученное имущество приходуйте по справедливой стоимости, то есть по цене, по которой его можно продать на дату оценки. Поступления от учредителей отражайте в корреспонденции со счетом 83. Например, дебет 10 Кредит 83.
Компьютер у Вас будет состоять из имущества, полученного от учредителя, и имущества, которое приобрела компания. Но при передаче компа в эксплуатацию Вы вправе будете учесть в налоговых расходах только стоимость тех составных частей, которые приобрела сама компания.
Я бы рекомендовал к бухсправке прикрепить актуальные данные с какого-нибудь сайта, где такие детали продают. Худший вариант - вызывать оценщика. Это железобетонно, но дорого.
да, принцип рациональности тут явно будет нарушен. Спасибо большое за помощь!
Уточните, пожалуйста, еще момент:
при оприходовании через 83 счет каковы последствия? до какого момента там будет числится сальдо? требуется ли какое-то юридическое оформление?