Так ли необходим акт приёма-передачи?

Добрый день!

ИП на УСН осуществляет розничную торговлю. Чаще покупатели физ лица. Юр лица тоже бывают.
Обычный документооборот - договор, спецификация, гарантийный талон, кассовый чек и накладная.
Недавно среди покупателей оказалось юр лицо. Представитель приехал в магазин, подписал документы и забрал покупку.
После покупки позвонил бухгалтер и спросил «где бухгалтерский акт?».
ИП такого не ожидал. Стали размышлять - решили, что ему нужен акт приёма-передачи мебели. Подготовили.
Но так осталось и не ясным - обязателен ли акт приёма-передачи мебели, если он в договоре купли-продажи не прописан? Достаточно ли товарной накладной? Или нужно что-то ещё?
Что почитать, чтоб разобраться?

2 лайка

Добрый день.

Судя по всему бухгалтер хотела ОС-1, акт приема-передачи основного средства. Но этот акт составляется, когда какая-то организация продает свое основное средство, в торговле такие акты не используют. Потому что для продавца это имущество не ОС, а просто товар.

2 лайка

Попросила клиента позвонить и спросить, что конкретно хотел бухгалтер.

Вот эти ещё вопросы были:

обязателен ли акт приёма-передачи мебели, если он в договоре купли-продажи не прописан? Достаточно ли товарной накладной? Или нужно что-то ещё?
Нужно ли добавить пункт в договор о передаче мебели по акту приёма-передачи?

В торговле не используются акты. Вы выдаете накладную, это и есть документ на передачу товара. Что подтверждает акт? Какую хозяйственную операцию?

1 лайк

В общем-то я не знаю. И обратилась за консультацией в нужный раздел.
Например в статье: Унифицированная форма ТОРГ-1 - Акт о приемке товаров - nalog-nalog.ru
пишут, что акт приёма передачи ТМЦ при его покупке важен для налогового учёта у принимающей стороны (у организации покупателя). Ссылок на норматив нет.

На что можно сослаться, что вот товарная накладная по форме торг12 и этого достаточно?
Действительно ли нужна тов накладная если речь идёт не о оптовой поставке, а единоразово купли-продаже?

Форма ТОРГ-12 - это форма для нерозничной торговли.
Розничная торговля - это изначально продажа товаров для личных, непредпринимательских целей. О каком налоговом учете у организации-покупателя может идти речь?

Для фиксации факта передачи товара в розничной торговле (если это не обычный магазин) используется обычно простейшая накладная - такой-то продавец сдал, такой-то покупатель принял.

Кроме того, обязательность применения унифицированных форм, содержащихся в альбомах Госкомстата (как эти ТОРГ) отменена с 1 января 2013 года. Вы даже в оптовой торговле не обязаны применять именно ТОРГ-12.

Если заказ мебели делала какая-то организация, то по идее и речь не должна была идти о розничной торговле. Но даже в этом случае не может быть акта приема-передачи ОС-1 (другого акта приема-передачи не существует). Потому что передается товар, а не основное средство.

1 лайк

Отношения между юридическими лицами и ИП регулируются ГК РФ, при этом ГК РФ при продаже отсылают к положениям договора купли-продажи. Если договором не предусмотрено предоставление дополнительных актов, то вы ничего не обязаны представлять покупателю - юр.лицу.

В ГК РФ есть. ст. 464, это норма в главе 30 ГК РФ “Купля-продажа”:

Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Но здесь речь идет о документах, без которых нельзя пользоваться товаром или существенных документов без которых нельзя далее использовать в деятельности покупателя. Это могут быть: инструкция по эксплуатации товара, техническая документация и т.д. Некие бухгалтерские формы и даже счета-фактуры (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2017 № Ф05-15674/2017 по делу № А40-110081/2016) не являются такими документами, которые подразумеваются ст. 464 ГК РФ.

Т.е. если кратко отвечать, то согласно ст. 458 ГК РФ, если договором ничего иного не предусмотрено, обязанности продавца считаются исполненными в момент мере передачи последнему товара. Исполнение дополнительных обязательств, в том числе представления дополнительных документов должно быть предусмотрено напрямую договором или законом (п. 2 ст. 456, ст. 464 ГК РФ). Инструкции, приказы не могут случить основанием для представления дополнительны документов, только законы.

1 лайк