Оформление обмена товара по гарантии

Здравствуйте. Компания производит микросхемы, продает их с указанием гарантийного срока 10 - 25 лет. Через 5 лет после продажи клиент обращается с претензией о неработоспособности изделия. Компания берет на тестирование, после проверки выдает акт о годности либо утрате свойств продукта. Если годен - возврат клиенту, при поломке - замена на аналогичный, либо возврат средств (как быть с закрытыми контрактами, в т.ч. гос.). По первому варианту документальное оформление: приемка по акту и претензии на забаланс, после проверки - выдача с актом и заключением о годности. Во втором случае как быть, рекомендации все об оформлении коррект. реализации и коррект. счф, но это не соответствует сути операции. Помогите разобраться плиз.

Документальное оформление возврата некачественных товаров со стороны покупателя

Обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012), упразднена. Соответственно, каждая организация может самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике формы первичных учетных документов. При этом формы данных первичных документов должны содержать обязательные установленные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

При выявлении несоответствующего качества товара покупатель должен оформить претензию поставщику. Необходимость составления данного документа следует из норм статей 475, 477, п. 1 ст. 518 ГК РФ.

Юридическим основанием для предъявления претензий поставщику является акт об установленном расхождении по количеству и качеству товаров, подписанный специально созданной комиссией (п. 2.1.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5).

В качестве акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ покупатель вправе применить формы № ТОРГ-2 (для российских товаров) или № ТОРГ-3 (для импортных товаров), утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). На их основе можно разработать и собственные формы.

Таким образом, основанием для списания с учета стоимости некачественных товаров (материалов) могут быть:

  • акт об установленном расхождении по количеству и качеству, подписанный специально созданной комиссией;

  • претензионное письмо (в котором следует указать сведения о реквизитах договора, об акте расхождений по количеству и качеству, а также требования, которые покупатель предъявляет поставщику) с приложением акта об установленном расхождении по количеству и качеству;

  • товарная накладная (например, по форме N ТОРГ-12, утв. постановлением N 132, или накладная на отпуск материалов на сторону по форме М-15, утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). На документах целесообразно сделать пометку “Возврат товаров

Дополнительные документы по оформлению возврата некачественных товаров со стороны поставщика

Помимо Актов и претензий в письме Минфина России от 10.04.2019 N 03-07-09/25208 указано, что начиная с 01.04.2019 у покупателя, являющегося плательщиком НДС, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур по возвращаемым товарам, принятым им на учет. В связи с этим с 01.04.2019 при возврате покупателем товаров, принятых им на учет до 01.04.2019 и после указанной даты, продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры. Такой вывод сделан на основании п. 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в редакции постановления Правительства РФ от 19.01.2019 N 15.

В том же письме указано, что, если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании договора купли-продажи (договора поставки), по которому покупатель выступает продавцом товаров, а бывший продавец - покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 168 НК РФ.

Аналогичные разъяснения Минфин России давал и в других письмах (смотрите, например, письма от 10.04.2019 N 03-07-09/25206, от 08.04.2019 N 03-07-09/24636)

Оформление возврата товаров по Государственному контракту

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее - Закон N 44-ФЗ).

В силу п.5 ст. 454, п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель по договору купли-продажи (заказчик по контракту) вправе по своему выбору:

  1. потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору;

  2. либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

При установлении гарантийного срока эти требования могут быть заявлены в течение такого срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).

Информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товара должна быть сформирована и направлена заказчиком в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров (пп. “к” п.2 и п.12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084).

  1. Для замены товара заказчику необходимо направить соответствующее письменное требование поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 165.1 ГК РФ). При неисполнении поставщиком требования заказчик вправе требовать его исполнения в судебном порядке (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 27.04.2017 N Ф06-20202/17, Тринадцатого ААС от 25.10.2018 N 13АП-23758/18) либо заявить об отказе от исполнения контракта и одновременно потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

  2. Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ обязательство прекращается надлежащим исполнением. Исполнение договора с нарушением условия о качестве товара не может рассматриваться как надлежащее (ст. 309 ГК РФ). Следовательно, несмотря на то, что в ЕИС содержится информация об исполнении контракта, это не препятствует заказчику в пределах гарантийного срока отказаться от исполнения контракта и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в связи с существенными нарушениями требований к качеству товара.

Специального порядка заявления заказчиком отказа от исполнения контракта и требования о возврате денежных средств, уплаченных за товар, в такой ситуации Закон N 44-ФЗ не содержит. Соответственно, следует применять общий порядок, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ: решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещается в ЕИС и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой… либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. В сообщении, направляемом поставщику по почте, следует также потребовать возврата денежных средств, уплаченных за товар. Срок выполнения такого требования определяется заказчиком с учетом положений контракта (ст. 314 ГК РФ, ч. 13 и ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Представляется, что, если иное контрактом не установлено, заказчик может установить срок - 7 дней с даты расторжения контракта.

Контракт считается расторгнутым по смыслу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по истечении десяти дней с момента, когда считается доставленным первое из юридически значимых сообщений. Если поставщиком в указанный срок будет осуществлена замена товара на товар надлежащего качества, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Если контракт будет считаться расторгнутым, а поставщик не исполнит требование заказчика о возврате денежных средств в установленный срок, последний может потребовать их возврата в судебном порядке (смотрите, например, постановление Девятнадцатого ААС от 05.10.2018 N 19АП-6934/18).

Информация о расторжении контракта и документы направляются заказчиком в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта (п. 11 ч. 2 и ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, пп. “л” п. 2 и п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), для чего заказчик должен в течение трех 3 дней с даты расторжения контракта направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Как оформляет возврат товаров поставщик

У стороны, получающей имущество обратно, учетные операции различаются в зависимости от того, когда произошло событие: в году поставки или в следующем году. Подробнее о возможных вариантах – в таблице 3.

Проводки по возврату товара в 2022 году

|Дт|Кт|Какая хозяйственная операция показана|

Принимают имущество обратно в году его приобретения
|62|90-1|СТОРНО Скорректирована выручка от реализации|
|90-3|68 НДС|СТОРНО Принят к вычету НДС, ранее начисленный при отгрузке|
|90-2|41 (43)|СТОРНО Доначислена себестоимость возвращенного имущества|
|62|51|Перечислены деньги партнеру|
|Принимают имущество обратно в следующем году|
|91-2|62|Показан убыток прошлых лет в размере, подлежащем уплате потребителю|
|41 (43)|91-1|Выявлена прибыль прошлых лет на величину себестоимости имущества|
|68 НДС|91-1|Сделан вычет НДС со стоимости возвращенных ценностей|
|62|51|Уплачены деньги контрагенту|
Форма Акта по некачественному товару.doc (49.5 КБ)
Примерная форма Акта ТОРГ-2.xls (111.5 КБ)
Форма претензии.doc (34 КБ)

Добрый день, спасибо. Нюанс в том, что процесс замены продукта по гарантии не должен отражаться на балансовых счетах, т.к. есть множественные письма от покупателей возражающего содержания (вложено), что неверно делать коррект. реализации и коррект. счф в момент приемки на обследование, а при передаче на замену выдавать новые накл. и счф, что по экономическому смыслу не является это реализацией.
отказ от коррект. счф по гарантии.PDF (921.4 КБ)
Есть ли возможность прописать в УП свой вариант по подобным движениям? Фактически отражаемые операции не изменяют налоговую базу периода ни по НДС, ни по налогу на прибыль, с балансового учета будет списана продукция, отдаваемая в рамках гарантии Дт91 Кт43. Как поступить и верно, и обоснованно, и бесконфликтно (контракты дорогие и длительные). Спасибо.

Если ваше предприятие обменивает товар по гарантии, то корр.счет/ф выставлять нет необходимости. Принятие товара на первоначальную проверку по гарантии можно оформлять с применением Наряд-заказа, содержащего информацию о поставщике и покупателе, наименовании товара, количестве, марке, серии, артикуле, дате изготовления и др. Принятый на проверку товар, будет отражаться на забалансовых счетах. На основании Акта проверки, если вы заменяете товар, передачу замененного товара можно оформлять накладной на замену товара, содержащую всю необходимую информацию. На основании данной накладной произойдет списание товара с забалансового счета и списание заменяющего товара со склада на внер.расход.
Если клиент полностью отказывается от сделки и просит вас вернуть денежные средства, то без выставления корр.счет/ф или проведения обратной реализации от покупателя в адрес поставщика обойтись не получиться. Нужен оправдательный документ, на основании которого, у вас возникнет задолженность перед вашим покупателем.
Все разработанные и применяемые в вашей деятельности документы, необходимо приложить к учетной политике, с описанием всего порядка документооборота и проводок.

Большое спасибо. На какие нормативные документы мы можем сослаться для оформления данных операций? Достаточно ли учетной политики?

Достаточно все прописать в учетной политике.

Спасибо!