Возврат товара, корректировочная УПД

Добрый день!
ООО на ОСНО оптовая торговля.
Покупатель купил товар, по упд его отгрузили. Теперь он хочет оформить возврат товара. Ему надо вернуть деньги и сделать возврат товара. Отгрузка была в прошлом налоговом периоде. Покупатель просит сделать корректировочную УПД.
Подскажите, пожалуйста, как это оформить по проводкам и как в программе 1с бухгалтерия и в управлении торговлей провести? Еще подскажите как это должно отразиться в книге покупок и в книге продаж?
Спасибо!

1 лайк

Здравствуйте!

Корректировочный УПД оформляется, если покупатель возвращает товар в рамках первоначального договора, то есть у вас договоре есть условие о возможности качественного товара. Речь не о браке, я правильно понимаю? На основании такого УПД вы как поставщик принимаете к вычету НДС по возвращенному товару (п. п. 1, 2 ст. 169 НК РФ). Корректировочный УПД на возврат регистрируется в книге покупок. (п. 12 Правил ведения книги покупок),

в том периоде, когда вы отразили возврат в учете и выставили корректировочный УПД. Можно заявить вычет и в другом периоде, но не позднее года с момента учета и оформления возврата (п. 4 ст. 172 НК РФ).

В книге продаж ничего не отражается

Глава 25 НК не предусматривает специального порядка учета в отношении операций, связанных с возвратом покупателем товара поставщику (Письмо Минфина России от 20.08.2021 N 03-03-06/1/67181).

Если возврат вне рамок первоначального договора или по новому доп. соглашению, то для целей налога на прибыль возврат качественного товара признается реализацией для вашего покупателя и приобретением товара для вас (Письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-03-06/1/79496). Т.е. при расчете налога на прибыль сам факт возврата качественно товара никак не отражается, но при его последующей продаже вы сможете учесть себестоимость в расходах.

Если возврат всё же в рамках первоначального договора, то вы можете скорректировать доходы и расходы.

В бухгалтерском учете если реализация и возврат покупателем товара относятся к одному календарному году, то в учете сторнируются записи, связанные с реализацией этого товара.

В 1с БП для отражения операции на основании документа реализации надо создать документ «Корректировка реализации»

Документ даст проводки сторно:

90.02.1 – 41.01

62.01 – 90.01.1

62.01 – 62.02

90.03 – 19.09

При формировании документа «Записи книги покупок» операция должна поднятуться туда.
Кроме самой записи книги покупок будет также проводка 68.02 – 19.09

Спасибо большое за ответ!
У нас покупка не по договору, а по счету. Брака в товарн нет, они просто ошиблись и купили не тот товар, написали письмо с просьбой оформить возврат.
А в управлении торговлей как провести корректировочную упд?

Счет, содержащий все существенные условия договора, является офертой (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Направление оферты в виде счета и своевременное получение акцепта в виде платежа означает заключение договора, причем в письменной форме. Обмен письмами также может быть формой договора.
Для вас существенно считать, что возврат именно в рамках первоначального договора, а не “обратная покупка”. Иначе нет оснований для формирования УКД и сторнирования выручки.

То есть нам надо оформить корректировочную упд, правильно?
Как в программе управление торговлей это сделать?

Добрый день.

Если у вас в договоре не прописано право на возврат качественного товара после перехода права собственности, то возврат оформляется обратной реализацией. Т.е. покупатель должен выставить документы на реализацию (счет-фактуру+накладную или УПД). Это не оформляется корректировками.
Поскольку у вас просто счет, в нем явно не написано про то, что можно вернуть качественный товар, то у вас должна оформляться обратная реализация.

У нас в счете не прописано условие возврата качественного товара. Они ошиблись в заказе и купили у нас не тот товар и теперь хотят вернуть и просят у нас корректировочную упд.

По какой причине покупатель хочет именно УКД от вас? Они неплательщики НДС?

Для формирования УКД (и спокойного применения вычета НДС по этому документу) вам необходимо согласование условия о возможности возврата.

Можно, например, дополнить условия счет примерно такой формулировкой:

«Помимо случаев, предусмотренных законодательством, Покупатель вправе вернуть весь или часть Товара в течение стольких то дней. Наименование, ассортимент, количество и цена единицы возвращаемого Товара определяются Сторонами путем обмена письменными сообщениями.»

Передать обновленную версия счета покупателю, сохранить себе и приложить также их письмо о желании возврата и ваш письменный ответ о согласии.

Пишут, что у них период уже закрыт. Реализация была 03.08.23

Причина закрытия не понятна совершенно. Документы на возврат, который будет фактически обратной продажей, они должны сформировать текущим периодом.
И вы по законодательству в принципе не обязаны принимать возврат качественного товара, соответствующего условиям договора (указанного в счете).

Спасибо большое за ответ!
Дайте, пожалуйста, ссылку на законодательный акт, по которому мы не обязаны принимать качественный товар.

Еще подскажите, пожалуйста, если в нашем случае мы оформим возврат УКД, а не обратной реализацией, какие последствия для нас могут быть?

"В нашем случае мы руководствовались не условиями в счете, а Законом о правах потребителя.

Он действует по умолчанию, даже если об этом нет инф в счете. Какие могут быть санкции в этом случае?

Уверена, что в Ваших силах оформить возврат более простым способом, а именно корректировочной УПД, при этом этот процесс будет укладываться в рамки законодательства.
Возврат товара поставщику в 2022 - 2023 годах: НДС - nalog-nalog.ru"

Это ответ от нашего покупателя

Отношения между поставщиком и покупателем регулируются Гражданским кодексом, глава 30 «Купля-продажа». В качестве оснований для отказа от поставленных товаров возможны замечания по качеству, ассортименту и иные отступления от договора. Причина «ошибся при заказе» там не упомянута. У вас ведь не розничный договор? Закон о защите прав потребителей в вашем случае не применяется.

По Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Вы свои обязательства исполнили, и принятие товара обратно – исключительно акт вашей доброй воли.

Вы можете оформить УКД, но для сокращения вероятности претензий налоговиков необходимо несколько подкорректировать документы.

В противном случае возможны проблемы с применением вычета по НДС.

Также у вас нет никаких основания для сторнирования выручки в целях налога на прибыль.

Помогите, пожалуйста, до конца разобраться в ситуации :pray:
Почему у нас могут возникнуть проблемы по НДС?
И почему мы не можем при возврате товара сторнировать выручку для целей налогообложения?
С 2019 года вроде можно при возврате качественного товара применять оба варианта оформления и обратная реализация и УКД.
Покупатель пишет следующее “Не понимаю, какие риски несет ваша компания в случае оформления КСФ, если это законодательно разрешено с 2019года для упрощения документооборота?”

Потому что для вычетов НДС принципиальное значение имеет документальное оформление операций, а УКД оформляется только в определенных случаях, а без корректировки вашего документооборота возможны проблемы. Я не утверждаю, что они обязательно будут, но некоторый риск есть, особенно если речь о существенных суммах

Из Письмо ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@

“О корректировке универсального передаточного документа”

Форма УКД может применяться для оформления изменения общей стоимости ранее произведенной (надлежащим образом документированной) поставки из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том случае, когда предложение о таком изменении исходит от продавца и требует согласия покупателя на такое изменение или не требует его.

Форма УКД также может применяться в целях документирования продавцом согласия с претензией покупателя при выявлении последним расхождения по количеству и качеству товаров (работ, услуг, имущественных прав) при их приемке (без постановки на учет), в случае, если документ о расхождениях представителем продавца не подписывался.

Форма УКД не применяется во всех случаях возврата (перемещения от покупателя к продавцу) товаров, принятых покупателем на учет (письмо Минфина России от 16.05.2012 N 03-07-09/56), для которых специальный порядок вычетов установлен пунктом 5 статьи 171 НК РФ (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2011 N 3943/11).

И вычет НДС у продавца по УКД возможен при соблюдении следующих условий:

п. 10 ст. 172 НК РФ:

Вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Потому что 25 глава НК не признает вообще никаких УКД, и возврат качественного товара для целей налогообложения прибыли признается для вас приобретением товара (Письма Минфина от 20.08.2021 N 03-03-06/1/67181, от 06.11.2018 N 03-03-06/1/79496).

до 01.04.2019 стороны могли применять метод, так называемой, «обратной реализации» (покупатель продавал товар поставщику в рамках первоначальной сделки). Но теперь так делать нельзя. Если покупатель в такой ситуации выставит счет-фактуру, то продавец не сможет ее использовать для получения вычета (письмо Минфина от 10.04.2019 № 03-07-09/25208).

Помогите, пожалуйста, в этом разобраться.

Нет законодательного акта, обязывающего вас это делать. Такие вот условия прописываются в договорах. Ну на крайний случай прописываются в счете.

В упомянутом Письме Минфина не совсем так. Напротив, там написано:
Если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании договора купли-продажи (договора поставки), по которому покупатель выступает продавцом товаров, а бывший продавец - покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168Налогового кодекса Российской Федерации.

А п. 3 ст. 168 НК - это про обычные счета-фактуры на реализацию.