Учет расходов на самозанятого

Добрый день!
Ситуация следующая: в 4 квартале 2021 заключен договор с заказчиком на выполнение работ. Для некоторых видов работ в объеме этого заказа привлекли самозанятого. Все работы выполнены в декабре 2021 года, акт с заказчиком подписан в декабре. Соответственно доходы учтены в 2021 году. Акт с самозанятым так же подписан в декабре. Но вот оплата была произведена только в феврале 2022 и соответственно чек от самозанятого получен так же в феврале. Как быть с расходами на самозанятого? Можно ли их принять на затраты в целях НУ в 2021 году? Или их можно только в 1 квартале 2022 года принять? В этом случае за 2021 год получим большую прибыль, а в 1 квартале 2022 убыток :frowning:

Добрый день!

К сожалению, тут две нормы закона вступают в противоречие - нормы про метод начисления из главы 25 НК и норма из п. 8 ст. 15 Закона № 422-ФЗ про обязательность чека.

Но я бы в вашем случае рискнула принять расходы в 4 квартале, потому что чек получен до сдачи декларации по налогу на прибыль. Т.е. на момент расчета налога у вас есть право включать в расходы стоимость работ самозанятого.
Для подтверждения своей позиции вы можете использовать письма про счета-фактуры. Минфин неоднократно писал, что если счет-фактура выставлена после окончания налогового периода, но относится к нему и получена до даты сдачи декларации, то её можно взять к вычету. Например, в письме от 14.03.2019 № 03-07-11/16556.

Есть подобное письмо и про налог на прибыль.

…если первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28-го числа), то, по мнению Департамента, такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе.

Письмо Минфина от 02.08.2019 № 03-07-11/58375

В этом письме речь идет про прочие расходы, а Минфин как раз настаивает, что затраты организации в виде выплат физическим лицам, являющимся плательщиками НПД, по заключенным с ними договорам подряда следует признавать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо от 22.07.2020 № 03-03-06/1/63730). Хотя если исходить из буквы НК, это вообще расходы на оплату труда, если самозанятый не зарегистрирован как ИП.

Ну и есть любимая норма из статьи 3 НК:

  1. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

В любом случае, всегда можно будет сдать корректировку, если вдруг налоговая начнет претензии предъявлять.

3 симпатии

Вот как раз на эту тему писали: Сотрудничество юрлиц с самозанятыми: плюсы и минусы

Спасибо!