Упрощенные способы ведения бух учета

  1. ООО потеряло право на упрощеный способ ведения бухучета учета в июле 2023.
    Получается, что с 1 января 2024 ей нужно перейти на общую систему учета с полным применением ФСБУ 5/6/25. Как компании перейти с 1 января 2024 на полный учет.
    Как начать применять ФСБУ 25 (аренда переходящая с 2023 года , дог на 11 месяцев каждый по одному и тому же адресу), как осуществить переход в проводках и отчётности

Как начать применять ФСБУ 6 , как осуществить переход в проводках и отчётности, а именно
а) нужно ли ОС с первоначальной стоимостью на 01 счете менее лимита (100 000 р) списывать с баланса?
б) могут ли на балансе оставаться ОС с нулевой стоимостью или лучше уже сейчас увеличить их срок службы

  1. ООО в 2024 году получит вновь статус МСП с июля 2024, но правильно ли я понимаю, что использовать упрощенные способы можно будет только с января 2025?

Все ответы просьба привести со ссылками на законодательство

Добрый день.

  1. Прежде всего нужно определить, с какого отчетного периода (года) организация теряет право на упрощенный бухучет и с какого периода вновь может воспользоваться этим правом.

Судя по приведенной информации, изменение права на упрощенный бухучет связано с исключением предприятия из реестра МСП, а затем с включением в этот реестр.
Организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4, п. 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • Организация является субъектом малого предпринимательства;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность Организации не подлежит обязательному аудиту;
  • выполняются прочие условия, установленные пунктом 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ

Если Организация с июля 2023 г. исключена из реестра МСП, то по итогам 2023 года не выполняются условия для представления упрощенной бухгалтерской отчетности. Отчетность составляется на основании бухгалтерского учета. Если бухучет в 2023 году ведется упрощенным способом, то не может быть получена отчетность без этих упрощений. Следовательно, для формирования полной бухгалтерской отчетности по итогам 2023 года Организация не вправе применять упрощенный бухгалтерский учет с самого начала 2023 года.

Если Организация вновь получит статус МСП в 2024 году, и по итогам 2024 года будут выполняться все условия для представления упрощенной бухгалтерской отчетности, то применять упрощенные способы бухгалтерского учета можно будет с начала 2024 года.

2. Переход на полный (не упрощенный) бухучет с 2023 года.

2.1. Порядок перехода на «полные» правила применения новых ФСБУ

Организации, которые вправе использовать упрощенные способы бухгалтерского учета, могли:

  • перейти к ФСБУ 6/2020 с 2022г. «перспективно», т.е. применять новые правила учета основных средств только к вновь приобретенным объектам (п. 51 ФСБУ 6/2020), без списания в межотчетный период объектов стоимостью менее установленного лимита и без пересчета балансовой стоимости действующих объектов;
  • принять решение о применении ФСБУ 25/2018 только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (п. 52 ФСБУ 25/2018); не формировать обязательство по аренде и ППА по долгосрочным договорам аренды, если не предусмотрен выкуп объектов или сдача их в субаренду (пп. 11 и 12 ФСБУ 25).

Если Организация воспользовалась такими упрощениями при переходе на ФСБУ, то возникает вопрос, как перейти на новые Стандарты при утрате права на упрощенный бухучет. На момент перехода на новые ФСБУ все сделано правомерно. Но в 2023 году в учете и отчетности будут отражены показатели, не соответствующие ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018. При этом стандарты предусматривают корректировки через нераспределенную прибыль прошлых лет только в переходный период. А переход, хотя и по упрощенной форме, произошел в межотчетный период (между 31.12.2021 -01.01.2022г.)

Нормами бухгалтерского законодательства не установлено специального порядка составления полной финансовой отчетности для ситуации, когда действующая организация переходит с упрощенных способов ведения бухгалтерской отчетности и составления отчетности на общий порядок. Если какая-либо ситуация в российских нормативных актах по бухучету не урегулирована, то следует руководствоваться международными стандартами финансовой отчетности (пп. “а” п. 7.1 ПБУ 1/2008). Но аналогичные российским стандартам МСФО (IAS) 16 “Основные средства” и МСФО (IFRS) 16 “Аренда” не предусматривают никаких упрощений для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Поэтому нет в них и правил для случая, когда такие лица утрачивают право на упрощенный учет.
Существует отдельный международный стандарт для малого и среднего бизнеса (The IFRS for SMEs Accounting Standard), который содержит упрощенные требования к учету и отчетности по сравнению с полными стандартами учета МСФО. Порядок перехода таких компаний на полные стандарты МСФО в случае утраты статуса малого и среднего бизнеса установлен МСФО (IFRS) 1 “Первое применение МСФО”. В общем случае в этой ситуации полные стандарты МСФО необходимо применять, “с начала самого раннего периода, за который организация представляет полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО”. То есть фактически требуется ретроспективное представление информации за весь прошедший период. При этом МСФО (IFRS) 1 содержит некоторые специальные переходные положения (исключения), в т.ч. для договоров аренды, аналогичные положениям п. 50 ФСБУ 25/2018 («условно-ретроспективный, или «альтернативный» переход).
Для учета основных средств никаких исключений из общего порядка ретроспективного перехода на полные стандарты МСФО не предусмотрено.
Таким образом, если воспользоваться (в силу п. 7.1 ПБУ 1/2008) МСФО (IFRS) 1, то организация, утратившая право на упрощенный бухучет с 2023 года, должна начиная с отчетности за 2023 год применять российские стандарты без применения упрощенного порядка.
При этом, по моему мнению, организация вправе использовать п. 50 ФСБУ 25/2018 и п. 49 ФСБУ 6/2020, предусматривающие особый («условно-ретроспективный, или «альтернативный») порядок перехода на новые стандарты без ретроспективного пересчета за периоды до 2022 года.

Никаких исправительных проводок за 2022 год делать не нужно, отчетность за 2022 год не корректируется. Но в отчетности за 2023 год необходимо привести сопоставимые показатели за 2022 год, как если бы переход к полному (не упрощенному) учету основных средств (по ФСБУ 6) и аренды (по ФСБУ 25) состоялся в межотчетный период 31.12.2021-01.01.2022г. (правило ретроспективного изменения учетной политики, см. пункт 2.2).

2.2 Порядок отражения изменений учетной политики в отчетности за 2023год.
Пунктом 10 ПБУ 1/2008 установлено, что изменение учетной политики организации может производиться, в том числе, в случаях существенного изменения условий хозяйствования.
Утрата Организацией статуса субъекта МСП является существенным изменением условий хозяйствования. Следовательно, Организации необходимо внести изменения в учетную политику.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008).
Последствия изменения учетной политики, вызванные причинами, отличными от изменений законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно (п. 15 ПБУ 1/2008). Поэтому если отказ от упрощенного бухгалтерского учета приводит к существенным изменениям в бухгалтерской отчетности, то в отчетности за 2023 год нужно привести соответствующие показатели (в балансе – на 31.12.2022г, 31.12.2021г., в отчете о финансовых результатах - за 2022г.) с ретроспективным пересчетом, то есть как если бы в предшествующие годы организация в полной мере (без упрощений) применяла все новые ФСБУ.

В частности:

  • можно установить для основных средств стоимостной лимит и списать на счет 84 балансовую стоимость объектов, имеющих первоначальную стоимость меньше установленного лимита. В отчетности за 2023 г. таких объектов уже не будет в графах баланса, где приводятся сопоставимые показатели на 31.12.2022г. и 31.12.2021г.;
  • проверить запасы, основные средства и капвложения на обесценение по состоянию не только на 31.12.2023г., но и на 31.12.2022г. и при необходимости отразить резерв на обесценение в сопоставимых показателях на 31.12.2022г. и отчете о финансовых результатах за 2022г.;
  • по договорам аренды, которые многократно заключаются с одним и тем же арендодателем на один и тот же объект необходимо установить срок аренды исходя из намерений Организации (например, на 5 лет) и рассчитать для этого срока обязательство по аренде и ППА по состоянию на 01.01.2022г. (п. 50 ФСБУ 25/2018 ).

То есть фактически для ретроспективного отражения в отчетности за 2023 год последствий изменений учетной политики в связи с невозможностью применения упрощенного бухучета проводится расчет по полным правилам всех стандартов за весь период с момента их введения. Менять отчетность и делать проводки за прошедшие годы при ретроспективном пересчете нельзя. Но технически, для подготовки отчетности за 2023 год это можно сделать в копии основной бухгалтерской базы.

  1. Что касается пересмотра оставшегося срока полезного использования (СПИ) основных средств, то проверять этот срок и при необходимости его корректировать нужно при любом варианте применения ФСБУ 6/2020 – как полном, так и упрощенном.

Может ли эксплуатируемый объект иметь нулевую балансовую стоимость, зависит от причин такой ситуации:

  • если работающих объектов с нулевой балансовой стоимостью много, то скорее всего, было допущена ошибка в установлении срока полезного использования (СПИ поставили, как в налоговом учете – по Классификатору, Постановление Правительства №1, или не пересмотрели СПИ после реконструкции и т.п.). Ошибки исправляются по правилам ПБУ 22/2008;

  • если изменились планы в отношении объекта и поэтому пересматривается оценочное значение СПИ, то это изменение повлияет только на будущие суммы амортизации, т.к. корректировки оценочных значений относятся на П/У перспективно (п. 4 ПБУ 21/2008). Поэтому если у объекта балансовая стоимость уже близка к нулю, корректировка оставшегося СПИ не всегда целесообразна: трудоемкость расчетов увеличивается, а влияние на отчетность не существенно.

Исходя из принципа рациональности учета, нужно принять неизбежность единичных случаев неверного определения СПИ. Однако при повторяемости и существенности ошибки (нулевая остаточная стоимость у объектов, определяющих деятельность организации) необходимо предпринять меры по ее устранению. Для обеспечения достоверности СПИ должен устанавливаться на основании профессионального суждения компетентных специалистов.

Добрый день, т.е если я правильно поняла

  1. в 2023 году нам нужно
    а) поменять учетную политику и отразить с 1-1-23 все правила для полного применения стандартов 6/20 и 25/18
    б) мы можем воспользоваться
  • п 50 ФСБУ 25/18 (единовременно признать на конец 2022 года, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль, но при этом сам 2022 год не трогать, а только отразить соответствующие показатели в бух отчетности за 2023 в графах 2022 года). Те фактически все проводки мы можем сделать в 2023 году 1 июля, когда утратили статус МСП (признание ППА, ОА, отнесение дельты на 84 счет), главное чтобы к концу 2023 года все суммы на ОА, ППА и начисленная амортизация и проценты были бы посчитаны как если бы все это применялось с 01-01-2023?

  • и п 49 ФСБУ 6/20 (те если мы установили по учетной политике мин стоимость ОС 100 000 р для БУ с 1-1-2023, то получается , что для целей составления отчётности за 2023 год , а именно для корректного отражения показателей на 31-12-2022 , нам нужно
    а) на 31-12-2022 списать в обязательном порядке те ОС, балансовая стоимость которых на 31-12-2022 была менее 100 000 р
    б) пересмотреть СПИ на 31-12-2022 у тех ОС, которые выше лимита

Те фактически все проводки мы можем сделать в 2023 году 1 июля, когда утратили статус МСП (списание ОС ниже лимита на 84 счет, изменение СПИ), главное чтобы к концу 2023 года все суммы на ОС (01 и 02) были бы посчитаны как если бы все это применялось с 01-01-2023?

А те ОС, которые мы спишем как ниже лимита на 84 счет нам нужно относить за баланс, ведь мы их будем продолжать эксплуатировать?
Будет ли у налоговой вопросы, что на балансе у нас 0, но расходники мы покупаем для ОС, ремонт производим и т.д.?

  1. В середине 2024 года, когда мы получим назад статус МСП, то как нам “свернуть” всё полное применение назад к упрощенному?

  2. Какая ответственность будет грозить предприятию, которое не подлежит обязательному аудиту, за не применение с 1-1-2023 полной версии всех стандартов, ведь в середине 2024 будет снова статус МСП?

  3. Не могли бы Вы дать ссылки на пункты законодательства, где говорится, что для БУ если статус МСП потерян 1-7-2023, то с начала 2023 нужно применять полные стандарты и соответственно если вновь статус МСП будет получен с 1-7-2024, то упрощенные способы можно применять не после 1-7-24, а именно с 1-1-2024? насколько я понимаю для целей расчета налогов принцип несколько другой. Утратили МСП с 1-7-2023, значит все что до этого считали оставляем по льготным ставкам налогов, все что после уже по общим и соответственно если МСп получили с 1-7-2024, то все налоги до - по общим ставкам и после - по льготным

Организации обязаны вести бухгалтерский учет для того, чтобы составить полную и достоверную бухгалтерскую отчетность (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Бухгалтерская отчетность обязательно составляется по итогам года (п. 3 ст. 13 закона №402-ФЗ).
В течение года учетная политика может быть дополнена (ч. 6 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете», п.10 ПБУ 1/2008):
-при изменении требований законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета, федеральных или отраслевых стандартов;
-при разработке или внедрении организацией новых способов ведения учета с целью повышения качества информации;
-при существенном изменении условий деятельности организации: реорганизация, изменение видов деятельности и т. п.
Изменение в течение года учетной политики по причине смена статуса организации (субъект - не субъект малого предпринимательства) не предусмотрено.
Невозможно составить достоверную бухгалтерскую отчетность, если в течение года без каких-то обоснованных причин меняется учетная политика. Не будет выполнено требование последовательности представления информации в отчетности (Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н), ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”).

  1. В середине 2024 года, когда мы получим назад статус МСП, то как нам “свернуть” всё полное применение назад к упрощенному?
    Менять учетную политику в середине года в связи со статусом МСП невозможно (см. пояснения выше). Упрощения в учете можно будет применять со следующего года. И вряд ли будет целесообразно переделывать учет прошлого года, чтобы отказаться от всего, что уже введено в полноценный учет.

За грубое нарушение бухгалтерского учета и отчетности статьей 15.11 КоАП предусмотрена ответственность в следующем размере:
 штраф на должностных лиц - от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.
 при повторном нарушении в течение года - штраф на должностных лиц – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %.

Налоговым кодексом установлена ответственность за грубое нарушение порядка учета доходов, расходов и объектов налогообложения, которые не привели к занижению налоговой базы и суммы налога (ст. 120 НК РФ) – штраф в размере 10 тыс.руб., если ошибки совершены в одном налоговом периоде.

Привлечь к этим видам ответственности могут налоговые органы. Но выявить нарушения бухгалтерского учета они могут только попутно, если будут проверять организацию в отношении налогообложения. Специальных проверок со стороны налоговиков для поиска бухгалтерских ошибок, конечно, не может быть.

Порядок контроля за малоценными активами, которые списаны с баланса, организация определяет самостоятельно. Можно использовать забалансовые счета, можно карточки передачи ТМЦ сотрудникам и т.п.
В налоговом учете так же, как в бухгалтерском учете, должны быть документы, подтверждающие наличие этих малоценных основных средств.

Вводить стоимостной лимит по ОС в бухучете совсем не обязательно. Это право, но не обязанность организации.

Да, проверить и при необходимости пересмотреть в конце года СПИ у ОС нужно. Но это правило касается абсолютно всех организаций, в том числе, если они ведут бухучет в упрощенном виде.

Проводки лучше сделать 31.12.2022г. Иначе в отчетности за 2023 г. не появятся скорректированные (сопоставимые) показатели на 31.12.2022г.