Увольнение работника в связи со смертью работодателя

ПОДСКАЖИТЕ, ЕСЛИ УМЕР РАБОТОДАТЕЛЬ ( ип ) КАК ОФОРМИТЬ УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКА И ПО КАКОЙ СТАТЬЕ ?

Приветствую вас, Наталья!

Трудовое законодательство, к сожалению, не регулирует вопрос увольнения работников в случае смерти ИП.
Трудовым кодексом установлено основание увольнения в случае смерти ИП, которое относится к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Это п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ: смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим.

Что касается приказа об увольнении, в таком случае издать его не получится, потому что подписывать приказы может или сам ИП, или уполномоченное им другое лицо. Полномочия по оформлению приказов передаются на основании доверенности, а доверенность утратит силу в день смерти ИП.

Значит, основанием для внесения записи в трудовую книжку будет не приказ, а свидетельство о смерти.

О том, кто может внести запись в трудовую книжку, существует несколько вариантов, это зависит от ситуации.

  1. Запись вносит новый работодатель. Напрямую такая возможность законодательством не предусмотрена. Однако соответствующий вывод можно сделать на основании п. 30 Приказа Минтруда России от 19.05.2021 № 320н “Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек”, согласно которой:
  • если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, то исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации - работодателем по новому месту работы или по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку, на основании соответствующего документа;
  • если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена работодателем - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, и деятельность его прекращена, исправление производится работодателем по новому месту работы или по месту работы, где была внесена последняя запись сведений о работе, на основании соответствующего документа.
    Основанием для внесения записи в графу 4 трудовой книжки будут реквизиты свидетельства о смерти работодателя-ИП, которое лучше представить в виде нотариально заверенной копии. Запись заверяет ответственный сотрудник нового работодателя с проставлением печати последнего.
  1. Запись вносит новый работодатель на основании решения суда. То есть в этом случае работникам сначала нужно обратиться в суд с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью их работодателя - индивидуального предпринимателя (см. Решение Петровского районного суда Ставропольского края от 31.08.2018).

Возможно, такой способ более надежный, поскольку новый работодатель будет обязан внести запись в трудовую книжку. Однако мы полагаем, что свидетельство о смерти является достаточным основанием для увольнения работника в случае смерти работодателя-ИП.

  1. Запись об увольнении в трудовые книжки вносит ответственное за ведение трудовых книжек лицо (кадровик или бухгалтер). Отметим: существует мнение о том, что обязанность по ведению трудовых книжек, которая устанавливается приказом о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек, в связи со смертью ИП не прекращается. В отличие от доверенности, которая прекращает свое действие в день смерти ИП. Это логично, но нормативно это мнение ничем не подкрепляется.

В любом случае, считаем, если кадровик или бухгалтер и внесет записи работникам, никакими негативными последствиями ему это не грозит.

В трудовой книжке делается запись “Трудовой договор прекращен в связи со смертью работодателя - физического лица, пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации”. Датой увольнения будет день смерти ИП.
Запись заверяется подписью ответственного работника с указанием Ф.И.О. и должности. А вот печать ИП, считаем, проставлять в данном случае не нужно, поскольку деятельность ИП уже прекращена.

Кроме этого, кадровику и бухгалтеру, скорее всего, придется выдать работникам необходимые при увольнении документы, в том числе расчетный листок, а также подать сведения об увольнении в ПФ РФ.

А вот произвести работникам выплаты при увольнении уже не получится. Сделать это смогут, если захотят, только наследники - и после того, как вступят в наследство.

Роструд в Руководстве по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 11.11.2022 № 253, пишет следующее:

В случае смерти индивидуального предпринимателя запись в трудовую книжку о прекращении трудовых отношений вправе сделать новый работодатель на основании письменного

Т.е. это первый вариант, второй вариант один из самых надёжных, но он требует ресурсов. Третий вариант возможен только если был назначен ответственный ИП при жизни.