Вопрос резерв (гарантия) КА

Организация, ОСН, среднее предприятие, не имеющее права применять упрощенные способы учета, занимается разработкой ПО. В договорах с Заказчиком указано: Партнер (Исполнитель, наша организация) гарантирует высокое качество выполненных Работ и их результата, исправность и бесперебойное функционирование результата Работ в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты подписания Сторонами Акта (далее - Гарантийный срок). Исполнение гарантийных обязательств Партнера осуществляется Партнером в случае выявления недостатка результата Работ (т.е. обнаружение Заказчиком ошибок в результате Работ) Партнер по письменному уведомлению Заказчика обязан устранить ошибку и выполнить все иные необходимые работы."

В течение последних 5 лет по предоставляемой гарантии обращений не было. Согласно п.5 ПБУ 8/2010: Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Вопрос:

  1. Существует ли методика, которая позволяет обоснованно оценить сумму резерва в этом случае?
  2. Обязана ли организация создать резерв на гарантийный срок в б/у с учетом ответа на вопрос 1?

Добрый день.
Никаких четких методик для обоснованной оценки обязательства нет. На практике применяются:
-экспертная оценка,
-средняя оценка исходя из прошлых событий
-оценка нескольких вариантов претензий и возможных затрат на их устранение с учетом вероятности возникновения таких претензий.
Но в любом случае нужно опираться на предшествующий опыт.

Если в течение последних 5 лет обращений по предоставляемой гарантии не было, то

  1. нельзя считать, что у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;
  2. маловероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства;
  3. обоснованно оценить обязательство невозможно.
    Поэтому исходя из пункта 5 ПБУ 8/2010 можно сделать вывод о том, что условия признания оценочного обязательства не выполняются. Значит, резерв на гарантийный срок создавать не нужно.