Возврат товара в рознице

Добрый день! Коллеги, вопрос не совсем по теме,но я уже намучилась!
Продавцы жалуются на покупателей) при возврате товара многие стали отказываться писать заявление. Ссылаются на то, что они не обязаны ни чек предъявлять, ни коробку приносить ни заявление писать( по телевизору так сказали).Я что-то пропустила!? Может есть какой документ нормативный, что покупатель должен написать заявление?Вот прям хочу объявление в уголке потребителя разместить, сославшись на определенный документ!

2 лайка

Здравствуйте, Татьяна!)

Приветствую Вас на форуме!)

1. Действительно, согласно п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1; ст. 493 ГК РФ; п. 43 Постановления ВС РФ № 17 отсутствие чека или иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. В этом случае потребитель в подтверждение приобретения и оплаты товара вправе ссылаться, например, на свидетельские показания.

2. Однако, сами требования должны быть заявлены не устно, а письменно. Обоснование тут достаточно простое и основано на действующих законах РФ.
2.1. Возврат некачественного по мнению потребителя товара осуществляется на основании абз. 2 п. 3 ст. 18 закона № 2300-1, в законе сказано:

“Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы”.

Также эти правила установлены ст. 503 ГК РФ:

  1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
    замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
    соразмерного уменьшения покупной цены;
    незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
    возмещения расходов на устранение недостатков товара.
  2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
  3. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).
  4. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
  5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
    При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.
  6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.

2.2. Договор купли-продажи, т.е. сделка, от которой отказывается потребитель совершалась в письменной форме (ст.ст. 160, 161 ГК РФ), при этом не обязательно иметь двусторонний документ с надписью “договор”, договор заключается даже, когда потребитель видит ценник, оплачивает и получает чек об оплате, по ГК РФ - это полноценные договоры (см. ст.ст. 434, 435, 438 ГК РФ).

3. Согласно ст. 452 ГК РФ

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное”.

Поскольку договор заключался в письменной форме (товарные и кассовые чеки), то и расторжение, а равно отказ от его исполнения может быть совершен только в письменной форме, т.к. ни одним законом не установлено, что такого рода претензии и предложения об отказах от исполнения договора может быть предъявлено потребителем устно. А если и будет устно заявлено, то можно вполне отказать. На практике сложилось (обычай), чтобы потребитель писал соответствующее заявление на продавца. Он должен вернуть товар, причем он должен соответствовать тому качеству и виду, что был до передачи потребителя, за исключением обычного использования по назначению товара.

1 лайк

Александр, спасибо Вам огромное за разъяснение! Только вот вопрос, эти нормы действуют также в отношении и качественного товара? Вот один из наших больных примеров: купили розеток и выключателей с “запасом”, после ремонта лишнее осталось в упаковках соответственно несут обратно.

1 лайк

Нет, только для некачественных товаров. Вернуть качественный нельзя, если продавец не согласен, только одно есть исключение. Качественный товар можно поменять, см. ст. 25 Закона № 2300-1:

“Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации”.

Опять-таки потребитель обязан обосновать, что товар не подошёл: “по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации” и эти требования в установленные сроки предъявляются письменно, а также тут обязательное условие императивное, что товар сохранил “товарный вид”, не был в употреблении, да и вообще, что у вас есть на что поменять, если нет, то опять-таки замена под вопросом.

1 лайк