"Авансовый" НДС. Какие действия нужно сделать при несостоявшейся сделке?

Доброго дня, в 1кв.2023 года получена счет-фактура от поставщика на аванс по сделанной предоплате за товар, данная счет-фактура отразилась в книге покупок 1кв.2023. Во 2кв.2023 поставщик уведомил о невозможности поставки товара по данной предоплате. Что в данном случае нам делать? какие действия отразить в 1с во 2 кв.2023? можем ли мы перебросить данную предоплату (учтенную в 1кв.2023 по одном товару на другой во 2кв.2023)? и как правильно это сделать? Спасибо.

Здравствуйте!
Да, вы можете по согласованию с поставщиком перенести предоплату другую поставку.
Сделать это можно как в рамках одного договора, так и переносом на другой договор. Конкретный документооборот по такой операции не регламентирован, это может быть обмен письмами или составление двухстороннего документа о переносе аванса, например.

Обязанность восстановить НДС у вас наступает в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенному товару подлежат вычету или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение договора и возврат соответствующих сумм оплаты. (пп. 3 п. 3 ст. 170)

При этом по разъяснениям Минфина в случае расторжения договора на поставку товаров и зачета сумм ранее перечисленной предварительной оплаты по этому договору в счет предстоящей оплаты товаров по другому договору суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету покупателем по перечисленной предварительной оплате (частичной оплате), восстановлению не подлежат. (Письмо Минфина от 08.02.2019 N 03-07-11/7650)

Т.е. восстановить НДС надо будет или после возврата аванса, или после поставки товара по новому договору в обычном порядке.

В 1с для переноса задолженности надо создать документ «Корректировка долга» с видом операции «Перенос задолженности», перенести «Авансы поставщику»
После получения товара при формировании записей книги продаж, запись по восстановлению создастся без дополнительных действий.

Спасибо