Бартер товара из-за границы

Добрый день! Скажите, пожалуйста, возможно ли в текущий момент производить бартер товара. Нам из-за границы приходит товар, оплатить его непросто и дорого из-за высоких банковских комиссий на текущий момент. Можем ли мы произвести взаимозачет с помощью нашего (российского товара)? И как на это может посмотреть налоговая? Пропустит ли такую сделку?
Соответственно, вопрос, как это учитывать для налогооблагаемой базы по УСНО, ведь оплаты, как таковой, не будет.
Спасибо!

1 лайк

Приветствую Вас, Марина, на сайте клерка!

Да, бартерные сделки можно совершать в ВЭД, но это не так просто.

Госрегулирование бартера в РФ

Бартер внешнеэкономической детальности регулируется гл. 10 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Согласно п. 2 ст. 44 закона № 184-ФЗ Правительство РФ издало постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета» (вместе с «Правилами осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета»), некоторое время бартер в нашей стране почти не регулировался и предприниматели использовали другие схемы, чтобы заменить эти сделки. С выходом постановления Правительства РФ в 2012 г. было издано распоряжением ФТС России от 26.03.2013 № 92-р «Об утверждении формы документа учета внешнеторговой бартерной сделки и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.07.2013 № 29194).

Главный принцип осуществления внешнеторговых бартерных сделок резидентами - обязанность обеспечить в сроки, установленные условиями внешнеторговых бартерных контрактов, ввоз в РФ равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Это прописано в законе, поэтому такие сделки имеют высокие риски.

В случае несоблюдения данного принципа резиденты будут нести ответственность согласно
ст. 14.5 КоАП РФ.

В ГК РФ бартеру или договору мены посвящена глава 31 ГК РФ. Статья 567 ГК РФ дает определение договора мены. Согласно данной статье по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ.

Сделки по внешнеэкономической деятельности контролируются:

  • таможенными органами, так как товарно-материальные ценности пересекают границу РФ;
  • банками, так как сделки по ВЭД являются объектом валютного контроля;
  • налоговыми органами, так как внешнеэкономические сделки являются объектами налогообложения.

Порядок учета внешнеторговых бартерных сделок на данный момент в РФ следующий:

Федеральная таможенная служба (ФТС) не позднее 3 рабочих дней со дня выпуска первой партии вывозимых (экспортируемых) по внешнеторговой бартерной сделке товаров направляют в электронном виде соответствующую декларацию на товары в уполномоченный таможенный орган.

По факту получения декларации уполномоченный ФТС:

  1. В течение рабочего дня, следующего за днем получения декларации, направляет запрос резиденту на представление необходимых документов (документ о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, являющиеся основанием для осуществления внешнеторговых бартерных сделок; документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке) для заполнения формы учета внешнеторговых бартерных сделок. Срок исполнения данного запроса у резидентов не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса;
  2. Не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения декларации на товары, оформляет документ учета внешнеторговых бартерных сделок на основании присланной ему информации из декларации на товары и присваивает данному документу учетный номер. После оформления документа уполномоченный таможенный орган направляет его в течение одного рабочего дня, следующего за днем оформления, обратно в ФТС.

После получения запрашиваемых документов от резидента уполномоченный таможенный орган не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения документов, вносит в документ учета внешнеторговых бартерных сделок сведения об условиях контракта.

Порядок заполнения формы учета внешнеторговой бартерной сделки закреплен распоряжением ФТС России от 26.03.2013 № 92-р, данный документ вступил в силу 6 августа 2013 г. По своей структуре он напоминает гибрид обычного паспорта сделки, который оформляет уполномоченный банк на внешнеторговый договор, и ведомости банковского контроля, ориентированной на расчет сальдо между вывезенными и ввезенными товарами.

Пунктом 5 Правил, установленных правительством РФ, предоставлена возможность уполномоченному таможенному органу запрашивать в письменном виде у российских юридических и физических лиц документы в целях контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета.

Особенности налогообложения: НДС при УСН

Упрощенцы не платят НДС (ст. 346.11 НК РФ). Но при ввозе товаров на территорию РФ — импорте, уплачивать НДС они все равно обязаны. Несмотря на это, принять сумму уплаченного налога к вычету или возмещению будет нельзя.

Т.е. неважно, что это бартер, ввоз товара по любым основаниям облагается НДС.

Единственный вариант при УСН (доходы за вычетом расходов, 15%), это включение “импортного” НДС в состав расходов (пп.8 п.1 ст.346.16 НК РФ). Включить НДС в расходы только после его оплаты, но поскольку у вас бартер, вычета не возникнет. В бухгалтерском учете сложностей не возникает, оформляется лишь одна проводка:

Дт 08/10/41/44… Кт 60/76 на сумму покупки с учетом НДС

Сумма НДС будет учитываться в стоимости товаров (пп.3 п.2 ст.170 НК РФ).

Самый невыгодный вариант для импорта товаров УСН (доходы, 6%). Вы будете обязаны уплачивать НДС, но уменьшить свой доход на величину уплаченного налога не сможете.

Компании и ИП, которые ведут ВЭД в больших объемах, обычно переходят на общую систему налогообложения, чтобы принимать НДС к вычету. Если вы будете редко торговать с иностранными партнерами, то лучше оставаться на УСН 15%, это позволяет учитывать уплаченный налог в составе расходов. УСН 6% для международной деятельности рассматривать не стоит.

Ставка НДС

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание нужно уделить импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налоговая декларация по НДС

Нужно сдавать декларации по НДС. Делается это в том случае, если импорт был из стран ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии. Предоставить декларацию в налоговые органы надо в электронной форме до 25-го числа месяца следующего за налоговым периодом (п.5 ст.174 НК РФ). Налоговый период — квартал.

При импорте товаров из других стран подавать декларацию по НДС не нужно. Вы уплатите НДС при ввозе груза прямо на таможне.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров.

Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади. Далее, по коду можно найти размер таможенных платежей.

Акцизы

Акциз — налог, который добавляется к цене товаров, перечисленных в статье 181 НК РФ. Его платят производители таких товаров внутри страны и импортеры, которые ввозят подакцизный товар в страну.

Акцизы платят производители и импортеры таких товаров:

  • алкоголь, этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% спирта, кроме лекарств и косметики;
  • табак и сигареты;
  • автомобильный бензин и дизельное топливо;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с.

Если компания или ИП приобретает подакцизный товар у производителя или оптовика, а затем перепродает, то акцизы она не платит.

Кто может не платить акцизы. Если подакцизные товары перемещают между разными подразделениями внутри компании, чтобы изготовить из них другие подакцизные товары, налог платить не нужно.

Компания занимается производством сигарет, а потом продает их своей же дочерней компании, которая занимается оптовыми продажами. С такой передачи акциз платить не надо. Акциз заплатит только вторая компания, которая будет продавать упаковки в розничные магазины.

Есть исключение: это освобождение не действует, если внутри компании-производителя передается спирт для изготовления алкоголя.

Компания производит спирт. Она передала его своему ликероводочному заводу для изготовления спиртного. При такой передаче спирта своему же заводу надо будет заплатить акциз.

Акцизы могут не платить экспортеры-производители, которые продают товары за рубеж. Чтобы получить освобождение от налога, нужно предоставить в налоговую документы, подтверждающие экспорт. К таким документам относят платежки, выписки, копии контрактов, копии таможенной декларации и транспортных документов.

Освобождение будет действовать только на те товары, которые проданы за границу. Если часть продукции реализуют в России — с нее надо будет заплатить акциз.

Если же подакцизный товар экспортирует не его производитель, то он не платит акциз и может не предоставлять никакие документы.

Ставки акцизов. С 2021 года действуют два вида ставок:

  1. Твердая — фиксированная сумма на каждую единицу товара. Она используется чаще всего.
  2. Комбинированная — когда используют твердую и адвалорную ставку одновременно. В 2021 году она применяется для сигарет и папирос.

Адвалорная ставка — процент от стоимости товара. На октябрь 2021 года адвалорные ставки акциза самостоятельно не применяются, только в составе комбинированной ставки.

Как отчитываться по акцизам

Налоговый период для акцизов — месяц. Декларацию подают до 25-го числа следующего месяца: например, за товары, проданные в октябре, нужно подать декларацию до 25 ноября.

Для каждой категории товаров используется своя форма отчетности, они разные.

Отчитываются только о реализованной продукции: если предприятие произвело подакцизные товары, но в этом месяце ничего не продало, декларацию подавать не надо.

При ввозе товаров из стран ЕАЭС декларацию по акцизам нужно подать до 20-го числа месяца, следующего после ввоза. При импорте из других стран декларацию по акцизам не сдают.

Уплата налога. За все товары, кроме алкоголя, заплатить акцизы в бюджет нужно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Можно сделать это одновременно с подачей декларации. При ввозе подакцизных товаров из стран ЕАЭС налог нужно заплатить до 20-го числа следующего месяца, при импорте из других стран — сразу на таможне.

У производителей алкогольной продукции другие сроки. Они должны внести авансовый платеж акциза на спирт, который купят для производства своей продукции. Авансовый платеж за следующий месяц перечисляют не позднее 15-го числа текущего месяца. Документы и выписки, которые подтверждают авансовый платеж, нужно предоставить в налоговую не позднее 18-го числа текущего месяца.

Налоговый вычет. В некоторых случаях сумму для уплаты в бюджет можно уменьшить на акцизный налоговый вычет — величину акцизов, которую бизнес уже заплатил при покупке подакцизного товара.

Впрочем, бартерные сделки по алкоголю и спиртосодержащие продукты в РФ запрещены согласно федерального закона от 22 ноября 1995 г. (в ред. от 26.03.2022) № 171-ФЗ, по остальным подакцизным товарам - нужно уточнять.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров.

Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади. Далее, по коду можно найти размер таможенных платежей.

Таким образом, видно, что организация ВЭД по бортным сделкам - непростая задача, которая потребует тщательного анализа и перестройки организации, а также документооборота.

1 лайк

Огромное спасибо за столь подробный ответ!