Деятельность в области ИТ-технологий

Организация на УСН (6%) осуществляет деятельность в области информационных технологий и применяет пониженные тарифы страховых взносов.
Организацией заключен договор с заказчиком на выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы.
Для выполнения этого договора с заказчиком привлечен субподрядчик (по условиям договора разрешено привлекать третьих лиц). Также указанный субподрядчик выполняет работы по другим проектам компании с другими Заказчиками.
С Субподрядчиком заключен рамочный договор, с перечислением возможных работ/услуг без привязки в проектам, к которым он может привлекаться и прописана стоимость часа. Субподрядчик ежемесячно выставляет акты выполненных работ без указания конкретных проектов, над которыми работал. В актах перечисляется наименование работ/услуг и указывается количество часов, стоимость часа и общая стоимость.
В целях корректного отнесения расходов на проекты в организации ежемесячно издается приказ, по которому Генеральный директор распоряжается о распределении расходов субподрядчика на конкретные проекты.
За 4-ый квартал 2021г. в рамках выполнения договора с заказчиком работал только субподрядчик. И в бухгалтерском учете на 31.12.2021г. отражен остаток по незавершенному производству в сумме прямых расходов на субподряд. (В учетной политике прописано, что к прямым расходам относятся в том числе расходы на оплату работ (услуг) сторонних организаций, непосредственно используемых при выполнении работ). В 2022 г. организация планирует собственными силами завершить выполнение работ по договору с заказчиком и передать ему результат.
Вопросы:
1.Нужно ли закрепить в учетной политике условие о том, что распределение расходов субподрядчика по проектам осуществляется на основании приказа Генерального директора?
2. Существует ли риск того, что в случае проверки контролирующим органом, данная операция будет расценена как перепродажа ПО и организации будет отказано в использовании льготы по IT (при условии выполнения прочих критериев для применения данной льготы)?

Здравствуйте, в отношении первого:
Положения ст. 9 Закона N 402-ФЗ не конкретизируют, насколько детально должны быть описаны выполненные работы. Минфин России в Письме от 09.04.2014 N 02-06-10/16186 также указал, что акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг).
Однако на практике налоговые органы требуют более подробной детализации в акте выполненных работ, в том числе и наличия информации о периоде их выполнения. Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что акт выполненных работ должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать конкретную работу (услугу), в полной мере раскрывать содержание хозяйственной операции, детализировать ее состав (объем, стоимость). Детализация работ может содержаться, например, не в самом акте, а в прилагаемом к нему отчете. Если ни договор, ни акт, ни отчет не содержат детализации работ, то в такой ситуации фирме с высокой долей вероятности придется отстаивать свое право на учет затрат для целей налогообложения в суде, причем перспектива судебного разбирательства не представляется определенной (Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2019 N Ф09-3011/19 по делу N А76-19287/2018, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу N А19-6518/2011).
Таким образом, для устранения возможных разногласий в акте рекомендуется более подробно описывать выполненные работы.

ответ в.1.
Если договор действует в течение нескольких налоговых периодов и не предусматривает поэтапной сдачи работ, подрядчик (субподрядчик) должен распределять доходы самостоятельно (равномерно или в соответствии с принципом формирования расходов по договору) и учитывать их в целях налогообложения в течение всего срока выполнения работ.
При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяются доходы от реализации, должны быть утверждены подрядчиком в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ; см., например, Письма Минфина России от 11.02.2020 N 03-03-07/9075, от 12.07.2016 N 03-03-06/1/40699, от 13.01.2014 N 03-03-06/1/218).

ответ в.2
Поступления (выручка), связанные с выполнением работ, являются для подрядчика
доходами от обычных видов деятельности и признаются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (п. п. 5, 12 ПБУ 9/99). В бухгалтерском учете указанные доходы отражаются на счете 90 “Продажи”, субсчет 90-1 “Выручка” (Инструкция по применению Плана счетов).
Затраты, связанные с выполнением работ, квалифицируются как расходы по обычным видам деятельности и по мере их осуществления учитываются на счете 20 “Основное производство” в корреспонденции с кредитом других счетов.
При исполнении обязательств с привлечением субподрядчика стоимость выполненных субподрядчиком работ в бухгалтерском учете основного подрядчика учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности. При этом производится запись по дебету счета 20 в корреспонденции с кредитом счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (п. п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).
При перепродаже не происходит создание продукции, работ, услуг. Товар продается без каких либо воздействий на него. Например, если вы на майку нанесете термопечать, у вас уже производство, а не торговля.

Уточнение: компания применяет УСН, поэтому интересует расчет НЗП и трактовка в Учетной политике. Акт расписать более подробно не представляется возможным.

Добрый день.

В налоговом учете при УСН нет никакого незавершенного производства. Уточните, расчет чего вас интересует?

Доброе утро.
НЗП в бухгалтерском учете.

  1. Никакое условие по распределению расходов в УП не спасет от возможных претензий налоговиков, потому что у вас не детализированы акты выполненных работ субподрядчиков и отчетов нет. Выше уже привели позицию налоговиков.

  2. НЗП в бухучете не зависит от системы налогообложения. Пожалуйста, конкретизируйте вопрос, потому что эксперт не понимает, что он должен отвечать.

Мы не спрашиваем про налог УСН. Мы спрашиваем про НЗП в бух учете (для отражения в бух отчетности) и про льготы для страховых взносов.
Организация на УСН (6%) осуществляет деятельность в области информационных технологий и применяет пониженные тарифы страховых взносов.
Организацией заключен договор с заказчиком на выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы.
Для выполнения этого договора с заказчиком привлечен субподрядчик (по условиям договора разрешено привлекать третьих лиц). Также указанный субподрядчик выполняет работы по другим проектам компании с другими Заказчиками.
С Субподрядчиком заключен рамочный договор, с перечислением возможных работ/услуг без привязки в проектам, к которым он может привлекаться и прописана стоимость часа. Субподрядчик ежемесячно выставляет акты выполненных работ без указания конкретных проектов, над которыми работал. В актах перечисляется наименование работ/услуг и указывается количество часов, стоимость часа и общая стоимость.
В целях корректного отнесения расходов на проекты в организации ежемесячно издается приказ, по которому Генеральный директор распоряжается о распределении расходов субподрядчика на конкретные проекты.
За 4-ый квартал 2021г. в рамках выполнения договора с заказчиком работал только субподрядчик. И в бухгалтерском учете на 31.12.2021г. отражен остаток по незавершенному производству в сумме прямых расходов на субподряд. (В учетной политике для целей бухгалтерского учета прописано, что к прямым расходам относятся в том числе расходы на оплату работ (услуг) сторонних организаций, непосредственно используемых при выполнении работ). В 2022 г. организация планирует собственными силами завершить выполнение работ по договору с заказчиком и передать ему результат.
Вопросы:
1.Нужно ли закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета условие о том, что распределение расходов субподрядчика по проектам осуществляется на основании приказа Генерального директора?
2. Существует ли риск того, что в случае проверки контролирующим органом, данная операция будет расценена как перепродажа ПО и организации будет отказано в использовании льготы по IT (при условии выполнения прочих критериев для применения данной льготы)?

Да нужно закрепить, потому что непонятно, на каком основании расходы делятся приказами. Обычно такие расходы не делятся приказами, потому что в документации определено, какие конкретно работы осуществил судподрядчик в прошедший период.

Перепродажа - это когда вы купили готовый товар и его перепродаете по договору купли-продажи. Вы же производите какие-то работы и переквалифицировать их в куплю-продажу товара не представляется возможным.