ЭЦП- машиночитаемая доверенность

Добрый день! Прочитала на buh.ru: "


Я правильно понимаю, что в 2022г. сотруднику можно сдавать отчетность не имея своей личной ЭЦП, полученной по новым правилам, а имея в наличии только ЭЦП руководителя и обычную доверенность? Если да, то достаточно ли простой бумажной доверенности, а не нотариально заверенной? Спасибо!

1 лайк

Добрый день
Что вы имеете ввиду под сдачей отчетности? Для отправки по ТКС бухгалтеру компании доверенность не нужна, поскольку отчет подписан ЭЦП руководителя.

В цитате я не понимаю фразу: “Теперь правительство решило установить добровольный порядок применения машиночитаемых доверенностей…”.
Директор в ФНС получил ЭЦП, которую он не бухгалтеру хотел отдать для работы в ТКС, а подписать ею доверенность на бухгалтера на сдачу отчетов через ТКС. Такой план действий был у меня до ознакомления с данной статьей, я не могу понять что изменилось в октябре? Что это за добровольный порядок применения машиночитаемых доверенностей? Сотруднику по-прежнему надо идти получать свою ЭЦП?

Не совсем так. Бухгалтер (ну или другой сотрудник) может получить свою личную подпись в коммерческом удостоверяющем центре, а директор может выписать ему и подписать своей ЭП машинночитаемую доверенность в виде xml-файла, которая будет прикладываться к отправляемому по ТКС документу (в частности, отчётности в ФНС - формат машинночитаемой доверенности сейчас утверждён только ей). Таким образом, подпись директора остаётся у него, если подписывает отчёты не он сам (такая возможность тоже остаётся, для неё доверенность не нужна).

1 лайк

В 2021-2022 годах в силу вступили и вступают поправки к Федеральному закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и появляются соответствующие подзаконные акты, они касаются новых правил получения и работы с электронной подписью в организациях, у ИП и у нотариусов.

Конечная цель изменений состоит в выдаче электронных подписей на организацию только руководителям (иному физическому лицу, которое может действовать от имени юридического лица без доверенности). Все остальные физические лица (сотрудники или иные представители юрлица) смогут подписывать электронные документы юрлиц только при наличии оформленной на себя электронной подписи и специальной доверенности (официальное название: доверенность в электронной форме в машиночитаемом виде, часто употребляемое в деловом обороте, – “машиночитаемая доверенность, МЧД”).

До 1 января 2023 года сотрудники могут получать электронные подписи по прежним правилам в аккредитованных УЦ. Такие подписи будут работать весь свой срок, но не дольше, чем до 31 декабря 2022 года. Использовать их можно по-старинке — без электронной доверенности.

С 1 марта 2022 года сотрудники могут по своему желанию или по желанию своей информационной системы переходить на новые правила: использовать для подписания документов электронную подпись физического лица (ЭП) и электронную доверенность. Такую ЭП также можно получить в аккредитованных УЦ.

С 01.01.2022 порядок получения ЭП поменялся: руководители организаций и ИП при смене или обновлении электронной подписи должны будут обращаться в ФНС и к ее доверенным лицам.

Также в 2021 году для руководителей организаций, ИП и нотариусов появилась альтернатива — они могут также обратиться за новой электронной подписью в ФНС. До 1 января 2022 года делать это можно по желанию.

Если у руководителя/организации сотрудников остались старые подпись, они продолжают действовать весь 2022 г., с ними ничего делать не нужно и работать в прежнем режиме.

Если все же руководитель в ФНС по новым правилам получил ЭЦП с 01.07.2021 по 31.12.2021, то она стала теперь привязанной к ПК, на которой стоит криптопрограмма и руководитель не может её копировать или передавать кому-то.

С 1 марта 2022 года сотрудники могут перейти на ЭП нового типа. Это будет ЭП физического лица, в ней данные организации не указывают. Перейти на такую подпись можно по своему желанию, либо по предложению портала или системы, в которой вы работаете.

Такие подписи будут выдаваться в УЦ, прошедших переаккредитацию. Также потребуется личный визит, предъявление паспорта и СНИЛС. Отличие от подписи руководителя — подпись сотрудника будет без запрета на копирование или включение расширений.

По желанию электронную доверенность можно применять с 1 марта 2022 года, тогда же, когда можно переходить на подпись физлица. Но могут быть государственные системы и системы сдачи отёчности, которые введут обязательную электронную доверенность раньше. Например, ФНС уже в конце 2021 года предлагает своим пользователям использовать электронную доверенность, а значит нельзя исключать, что сделает ее обязательной раньше 1 января 2023 года.

Электронная доверенность — новый инструмент для документооборота, который продолжают разрабатывать для широкого применения. Например, при сдаче отчетности в ФНС: сначала руководителю нужно подписать доверенность на сотрудника в налоговой, а когда ее примут, сотрудник сможет сдавать отчетность от лица компании.

Сейчас сотрудники используют в ЭП сертификаты юридических лиц, в которых есть сведения как об организации, так и о самом сотруднике. В чем отличия от схемы, которую можно добровольно применять с 01.03.2022 и обязательно с 01.01.2023:

  • Потребуется выпустить новый сертификат физического лица.
  • На сотрудника должна быть выпущена машиночитаемая доверенность (МЧД).
  • МЧД подписывается руководителем организации или ИП.
  • При подписании документов, помимо сертификата, нужно указать сведения о МЧД или приложить файл доверенности — нормативная база еще на утверждении.

Относительно октября 2021 г., цитирую:

Кроме того, в октябре 2021 года в Правительстве России прошло четвертое совещание межведомственной рабочей группы по развитию электронного документооборота в хозяйственной деятельности. На нем было озвучено, что в ближайшее время утвердят постановления Правительства и будет сформирована вся необходимая нормативная правовая база для применения МЧД.

Т.е. в самой нормативке ничего в октябре 2021 г. не помаялось, лишь обсуждались планы и перспективы. Сотруднику новую ЭП с тем, чтобы применять МЧД можно будет получить с 01.03.2022.

Если ЭЦП нужно применять еще и в других сферах помимо ФНС, нужно следить за изменениями в тех конкретных отраслях законодательства и информационных системах.

Также сроки вступления тех или иных документов и поправок в законодательство РФ могут измениться, нужно за этим следить.

Спасибо!

1 лайк