Физическое лицо принимает на работу сотрудника (гражданина Узбекистана).
Сотрудник будет заниматься работой по дому.
Вопрос: как должен быть оформлен данный сотрудник? Какие уведомления необходимо подавать, в какие контролирующие органы и в каких случаях (прием, отпуск, увольнение)?
Как производить выплаты? Должно ли физ лицо- работодатель производить выплаты по налогам? Должно ли физ лицо- работодатель выступить принимающей стороной? Нужно ли отслеживать действительность патента и других документов? Просьба подсветить все возможные рискованные моменты и суммы штрафов.
Прежде всего у гражданина Узбекистана должен быть патент на работу.
Заключается трудовой договор, он должен быть зарегистрирован в органах местного самоуправления (ст.303 ТК РФ). О приеме на работу работодатель обязан сообщить в МВД в течение трех дней. Точно так же, как это делают организации и ИП.
Работодатель-физлицо должен встать на учет как страхователь в ИФНС (п.7.2 ст.83 НК РФ) и СФР (п.12 Приказа Минтруда России от 07.12.2022 № 768н).
Страховые взносы в ФНС и СФР уплачиваются точно так же, как и другими работодателями. И отчетность сдается такая же - ЕСФ-1 с подразделом 1.1 при приеме на работу и увольнении, ежеквартально ЕФС-1 с разделом 2 о взносах НС и ПЗ. РСВ ежеквартально, персонифицированные сведения ежемесячно.
Единственное отличие в части налогов и взносов - физлицо - работодатель не является налоговым агентом по НДФЛ. Со своим НДФЛ работник разбирается сам.
Можно не оформлять трудовой договор, а сделать договор ГПХ, но тут практически все тоже самое, только не нужно регистрировать договор в муниципальных органах и нет взносов по НС и ПЗ (и, соответственно, отчетности по ним). Все остальное тоже самое, что и при трудовом договоре.
Отслеживать легальность пребывания, действия патента нужно обязательно. Штрафы на граждан за незаконное привлечение иностранного работника или неуведомление МВД о заключении договора - 2000-5000 руб (п.1, п.3 ст.18.15 КоАП). Если Москва, С-Петербург, МО или ЛО - то штрафы 5000 - 7000 рублей (п.4 ст.18.15 КоАП).