ИП на патенте нанимает сотрудника

Доброго времени суток! Очень нужна консультация, много вопросов. Параллельно сейчас изучаю эти вопросы, но действовать надо срочно, а я не компетентна в них.

ИП работает один, на патенте розничная торговля + УСН. ОКВЭДЫ у него по строительству и ремонту, а также розничная торговля. Но уже 3 года только розничной торговлей занимается. Сейчас у него появился выгодный заказ на строительные услуги, не хочет его упускать. Пока на несколько месяцев хочет продавцом в магазин поставить своего сына-студента, сын иногда помогает, знает ассортимент, а сам будет ремонтом заниматься, а также скорее всего будет привлекать помощников-строителей.
Находится у меня на обслуживании, веду ему КУД по патенту, КУДИР, платежки готовлю. С сотрудниками ИП еще не вела, нет опыта.
Сейчас обратился ко мне с вопросами как дальше действовать. Буквально на днях появился этот заказ новый. Ему же надо оформить сотрудника как продавца, так как подозрительно, что у него и поступления по торговому эквайрингу, что идут продажи в розничном магазине каждый день, а также приходят крупные суммы по строительству, он закупает материалы, значит параллельно он оказывает строительные услуги. Вряд ли он может это все успевать делать один, может привлечь внимание. Да и хочет, чтобы все было законно и к нему никаких вопросов не было, штрафов и доначислений.

Вопросы:

  1. Прежде чем нанять сотрудника- продавца, нужно за 10 дней до этого подать в налоговую на перерасчет патента. Правильно я понимаю? И только как начнет действовать новый патент с 1 сотрудником, только тогда можно заключать трудовой договор? Как происходит эта процедура перерасчета патента? Какие мои действия?
  2. Он ведь может оформить к себе в сотрудники своего сына-студента? Он учится очно. Читаю в интернете, что не запрещено нанимать на полный рабочий день студентов очников.
  3. Какие документы мне сейчас запросить у сына ИП - будущего сотрудника?
  4. У ИП ЭЦП есть. Дальше, чтобы отправлять отчетность в налоговую, СФР нужно еще подключиться к дополнительному сервису? типа контур, сбис

Заранее благодарю за ответы. Сейчас параллельно изучаю процедуру найма сотрудников, но для меня это пока темный лес. Очень рада, что есть КлеркПремиум.

Спасибо, получила ответ от эксперта Оксаны в КУБе, что стоимость патента в Московской области не зависит от количества работников. Начала изучать вопрос по пересчету стоимости налога, а даже не подумала глянуть в региональный закон.
Получается можно уже оформлять сотрудника, налоговую никак не уведомлять об оформлении сотрудника в рамках действующего патента?

Приветствуют вас, Мария!

Да, ИП может нанять до 15 работников (не больше), оставаясь на ПСН, как мы понимаем, по розничной торговле стройматериалами.

В Подмосковье приняли закон 22.11.2022 № 194/2022-ОЗ, в котором указаны новые ставки на 2023 г. (розничная торговля там указана на 10 странице).

В заявлении на получение патента ИП указывает среднюю численность привлекаемых наемных работников (она должна быть до 15 человек включительно). Если они не привлекаются, ставят ноль. Если у ИП на ПСН меняется средняя численность работников, но при этом она не выходит за пределы лимита 15 человек, то вносить в ранее полученный патент изменения не нужно. Это указано в письме Минфина РФ от 30 апреля 2021 г. № 03-11-06/33665.

Т.е. если у вас в патенте указан лимит до столько-то человек и вы его превышаете, нужно будет менять патент, если расчет базового дохода не зависит от количества наемных людей, то вы ничего не меняете.

Здравствуйте, Александр. Спасибо за ответ.


Из письма тоже поняла, что вносить изменения в имеющийся патент не нужно, это не влияет на его стоимость. Но все равно в патенте стоит цифра 0. Может в свободной форме отправить письмо в налоговую через личный кабинет о найме сотрудника? Или все равно уменьшать буду на страховые не более 50% стоимости патента и они увидят тогда?

А по поводу 2,3 и 4 вопросов сформировать новую тему или здесь ответят на них? У сына сейчас достаточно запросить фото паспорта, ИНН и СНИЛС?

Мы направили бы запрос в ФНС, т.к. там все равно в законе стоит в таблице количество человек, сославшись на это письмо. Как минимум, ответ на запрос, для вас будут основанием освобождения от ответственности. Тем более на сайте ФНС нет обновленных данных.

Здесь.

Можно оформлять к себе сына и других лиц, в РФ действует свобода труда.

Да, конечно, очники считаются занятыми частично, но никто не запрещает, подписать, например, гражданско-правовой договор, хотя его могут переквалифицировать, но это если сам сын будет заинтересован и подаст жалобу, что вряд ли. ФНС тут всё равно, т.к. налоги такие же, там только травматизм можно не платить, если нет в договоре.

Стандартный пакет документов при приеме на работу, если он впервые начинает работу, то в соответствии со ст. 65 ТК РФ нужно представить:

  • паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность (только нельзя делать и оставлять у себя полную копию паспорта без специального письменного согласия на обработку персональных данных, лучше вам переписать нужные данные).
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Это может быть карточка СНИЛС, выданная до 01.04.2019, либо уведомление о регистрации в данной системе в виде электронного документа или на бумажном носителе по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 13.06.2019 № 335п. Если на лицо, впервые поступающее на работу, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателю нужно представить в свой территориальный орган СФР сведения для регистрации такого лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Работодатель также сообщит ему о регистрации в системе и выдаст подтверждающий документ. Это следует из абз. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ, п. 1 Письма ПФР от 28.06.2019 № 09-19/13246, Письмо Минтруда России от 17.05.2019 № 21-3/В-574;
  • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
    К документам об образовании и (или) квалификации относятся, в частности, аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра (ч. 6, 7 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  • если велась ранее трудовая книжка, то нужно её нужно;
  • хотя нельзя требовать ИНН, то сведения о нем вам нужно, чтобы правильно начислять налоги.

Сейчас вступают в силу поправки об МЧД, т.е. у вас должна быть своя личная КЭП, а ИП оформляет МЧД, уточняйте в каждом сервисе, как это правильно оформить, чтобы потом не переделывать, когда это станет обязательным.

Спасибо за ответы. Запрос можно отправить в виде письма в свободной форме через ЛК ИП?

1 лайк

И оформлять сотрудника только после ответа ФНС или можно уже оформить договор?

Да, конечно, так можно.

Можно и сейчас, только потом если что подавать на изменение патента или выдачу нового. У вас же по сути вопрос только нужно ли менять патент, а не в том, можно ли оформлять кого-то. По закону на ПСН можно иметь до 15 работников.

Не поняла этого.

У меня вопрос нужно ли менять сейчас? И если нужно, то как с оформлением сотрудника поступать? Можно уже сейчас или нужно писать запрос в налоговую, ждать ответа и только тогда оформлять?

Там слово “подавать”, в тексте опечатка.

Cейчас менять ничего же не нужно, как мы поняли, никто еще не оформлен, кроме самого ИП.

(1 вариант) Можно сначала оформить и направить запрос ФНС и потом поменять патент, если нужно.

(2 вариант) Можно наоборот направить запрос в ФСН и потом оформить сотрудника и поменять патент, если нужно.

Результат один и тот же, т.е. можно итак, и по-другому. Т.е. 2 варианта записаны сверху.

Все поняла, спасибо.

1 лайк