Как правильно разделить бизнес на два ИП на УСН 6%, чтобы ФНС не расценила это как дробление

Добрый день. Есть два ИП отец и сын. Владеют придорожным комплексом (гостиница, кафе, магазин формата супермаркет, СТО, стоянка для грузовых автомобилей). Т.к. годовая выручка подходит к границе 200млн. в год принято решение разделить бизнес на 1) Гостиничный комплекс (Гостиница, кафе, СТО, стоянка) и 2) Супермаркет. Скажите как избежать лишнего внимания со стороны налоговой если предприятия находятся на одном земельном участке, имеют один бренд, и управляются одним директором. Как лучше сводить финансовый, управленческий учет с двух ИП. Знаем, что в городе есть примеры в сфере общепита когда сеть кафе действует под одним брендом, но каждая точка это отдельное ИП.

Приветствую Вас, Виталий, на форуме клерка!

В письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ на основе судебной практики по налоговым спорам были выделены 17 признаков дробления бизнеса:

1. дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее - УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
2. применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
3. налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
4. участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
5. создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
6. несение расходов участниками схемы друг за друга;
7. прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
8. формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
9. отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
10. использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети “Интернет”, адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
11. единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой её участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
12. фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
13. единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
14. представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
15. показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
16. данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
17. распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Т.е. если удастся избежать этих критериев, то можно считать, что налоговые риски снизятся практически до нуля по обвинению в дроблению бизнеса.

Полужирным я выделал те номера критерием, на которые вы должны обратить, как мне кажется, особое внимание.

Т.е. бренды должны быть разными, на разные земельных участниках, не должно быть, как минимум, прямых родственных связей у руководителей, иногда у владельцев компаний, разные поставщики и т.д.

Многое, конечно, зависит от величины бизнеса и сколько таких бизнесов в населенном пункте. Если вы входите там в 30 бизнесов, конечно, ФНС и контрольные инстанции обратят внимание и к этому нужно тщательно готовиться, а если перед вами десятки тысяч, то нужно хотя несколько особо ярких критериев проработать.

Да, это часто применяется, но там используется обычно франчайзинговые схемы, они достаточно сложны, бренды нуждаются в государственной регистрации, как и сами договоры. Если у вас есть собственные ресурсы и специалисты, вы можете создать свою франчайзинговую сеть.

Если это вопрос, то тут есть много вариантов и они зависят от схемы бизнес-процессов, т.е. сначала нужно решить, сколько у вас брендов, как они будут работать, управляться, где находиться, где брать клиентов и ресурсы и только потом можно говорить о финансовом плане и финансовом менеджменте. В идеальном случае - лучше составить бизнес-план.

Благодарю за развернутый ответ!

1 лайк