Компания из Киргизии

Российская организация является заказчиком работ по разработке ПО и услуг по технической поддержке разработанного ПО. Исполнителем является компания из Киргизии.

Вопрос:

  1. Будет ли российская организация являться налоговым агентом по НДС, налогу на доходы? Нужно ли получать у контрагента справку о резидентстве и о конечных бенефециарах? Как должна быть оформлена справка, нужен ли апостиль? Должна ли эта справка быть получена до даты выплаты денежных средств исполнителю?

  2. Верно мы понимаем, что если российская организация применяет УСН, она все равно будет являться налоговым агентом по НДС, но взять к вычету НДС не сможет?

Добрый день.

Краткий ответ:

  1. В отношении налога на доходы организация будет являться налоговым агентом, с удержанием по ставке 10%, при наличии подтверждения фактического права на доход резидентом Киргизии и резиденства в данном государстве.

  2. В зависимости от того как будет передаваться результат работ ПО (на мат. носителе или через сеть Интернет) операция попадает либо под действие ст 148, либо 174.2 НК РФ и в любом случае место реализации является РФ. Соответственно организация-покупатель таких право на ПО является налоговым агентом по НДС, несмотря на применяемую систему налогообложения - УСН. Взять к вычету такой НДС организация на УСН не сможет.

Обоснование:

  1. В части налог на доходы:

Между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики заключено Соглашение от 13.01.1999 “Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы” (далее - Соглашение).
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 12 Соглашения роялти, возникающие в одном Договаривающемся государстве (Киргизии) и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося государства (РФ), могут облагаться налогом в этом другом Государстве (РФ).
Роялти могут также облагаться налогом в том Договаривающемся государстве (Киргизия), где они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, однако налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10% от общей суммы роялти.
Термин “роялти” при использовании в настоящей статье означает "платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы,
Таким образом, доход в виде лицензионных платежей, уплачиваемый киргизской организацией может облагаться налогом на территории Киргизской Республики, но его размер не может превышать 10% от суммы выплачиваемого дохода. (Письмо Минфина России от 05.09.2012 N 03-08-05)

Статус резидента и постоянное местонахождение иностранной организации подтверждает документ произвольной формы, выданный компетентным органом иностранного государства.
В части подтверждения фактического права на доход в Письмо> ФНС России от 20.02.2021 N ШЮ-4-13/2243@ ведомство отметило, что при анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход налогоплательщиком комплекта документов, налоговым органам следует также учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти налогоплательщику достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода, без соответствующего письма-подтверждения со стороны иностранного контрагента.

2. В части НДС:

Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), определяется в соответствии с разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с п. 28 Приложения 18 к Договору о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.

Работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных - данные услуги включены в пп. 4 п. 29 Приложения 18 к Договору о ЕАЭС, согласно которому место реализации такой услуги определяется по местонахождению заказчика. В связи с тем, что ООО выступает заказчиком, местом реализации является территория Российской Федерации. (Письмо Минфина России от 14.11.2019 N 03-07-13/1/87870)

С учетом положений статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается российской организацией, выступающей в качестве налогового агента. (Письмо Минфина России от 14.09.2022 N 03-07-13/1/88945)

Так, на основании подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по разработке, модификации, адаптации программ для электронно-вычислительных машин определяется по месту деятельности покупателя услуг, за исключением услуг, поименованных в ст 174.2 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 174.2 НК РФ в целях гл. 21 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий. При этом в указанном пункте приведен ограниченный (закрытый) перечень услуг, которые признаются услугами в электронной форме.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме. (Письмо Минфина России от 06.06.2022 N 03-07-08/53215)

В письме Минфина России от 10.06.2022 N 03-07-08/55372 продажу прав на программу Минфин приравнивает к электронным услугам, облагаемым по ст 174.2 НК РФ

В соответствии с положениями пункта 10.1 статьи 174.2 Кодекса (в редакции, действующей с 1 октября 2022 года) при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 Кодекса.

В случае если передача прав на использование программ для электронных вычислительных машин предоставляется иностранной организацией не в электронной форме, то местом реализации передачи таких прав также признается территория Российской Федерации на основании абзаца третьего подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

Просим уточнить ответ на вопрос в связи с тем, что речь идет о разработке ПО с отчуждением прав заказчику, а не о предоставлении прав пользования на разработанное ПО.

Данный вопрос был мною проанализирован отдельно именно в части соответствия понятия приведенного в ст 174.2 НК РФ (предоставление прав на использование) и услуг по разработке ПО .

Я согласна с Вами, что в части трактовки понятий они не совпадают.

Но к сожалению в приведенных в ответе письмах Минфина ответ дается по ситуации когда между сторонами были заключены договора на разработку ПО и ведомство приравнивает передачу результата работ как предоставление прав использования ПО. См. например письмо МФ 10.06.2022 N 03-07-08/55372. прикладываю письмо отдельно.

Почему в ответе не затронула разъяснение по данной разнице понятий, потому что даже если понятия разнятся в конечном итоге это все равно приводит к возникновению НДС последствия в силу следующего:

Сначала смотрим пп.4 п. 29 Протокола, как НПА имеющего большую юридическую силу когда сторонами выступают резиденты из стран, членов ЕАЭС.
Там указывается (пп. 4 п. 29 Протокола):
Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:
4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:
работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

Соответственно далее применяем нормы нашего национального законодательства, так как местом реализации услуг по разработке признается место заказчика - то есть РФ.
Так как п. 28 Протокола гласит: При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.

Так, порядок определения места реализации работ и услуг в целях применения гл. 21 НК РФ определен ст. 148 НК РФ, согласно пп. 4 п. 1 которой территория Российской Федерации признается местом реализации работ (услуг), если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Положение настоящего подпункта применяется, в частности:

  • при оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;

  • оказании услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

Здесь больше интересует налог на доходы.

Добрый вечер.

В отношении квалификации в качестве роялти такого вида дохода как доход за разработку программного обеспечения найдена следующая практика применения:
Письмо Минфина России от 30.04.2019 N 03-08-05/31941, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 N 18АП-11265/2020 по делу N А76-13507/2020.
Так к примеру в Письмо Минфина РФ от 19.12.2008 N 03-08-05/1
разъяснено: “Платежи, перечисляемые иностранной организации, разрабатывающей программное обеспечение, за предоставление информации, касающейся идей и принципов, лежащих в основе программы, например алгоритмов, языка программирования или метода программирования, рассматриваются как доходы от авторских прав и лицензий.”