Маркировка рекламы

Доброго дня! В связи с новыми требованиями о маркировке рекламы хотелось бы разобраться в перечне рекламных продуктов которые подлежат маркировке по новым правилам, а также перечне рекламы которая не подлежит маркировке. Также хотелось бы получить понимание о порядке сдачи инвормации о рекламе подлежащей маркировке и инструментах контроля за ее размещением а также потенциальных штрафах за напрушение требований о маркировке. Заранее благодарю)

На сегодняшний день маркировке подлежит вся реклама в соответствии со ст. 18.1. ФЗ «О рекламе».

Для маркировки рекламных материалов необходимо заключить договор с одним из операторов рекламных данных. На сайте Роскомнадзора предоставлены сведения о действующий операторах, к ним относятся: ООО «ЯНДЕКС ОПЕРАТОР РЕКЛАМНЫХ ДАННЫХ», ООО «ОЗОН ОРД», ООО «ОРД-А», «ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ», ООО «ПЕРВЫЙ ОРД», ООО «ВК РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», ООО «МедиаСкаут».

Выбрать можно как одного оператора, так и нескольких. Ограничений в данном случае не устанавливается.

Маркировке подлежат следующие материалы, размещенные в сети Интернет:

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Конкретный перечень в законодательстве не определен, но исходя из положений ФЗ «О рекламе», маркировать необходимо любые материалы, содержащие в себе рекламную информацию, в частности к ним относятся: статьи, посты, баннеры, видеоматериалы, аудиоматериалы, пресс-релизы, всплывающие окна, промпосты в соцсетях, рассылка в мессенджерах (если рассылка осуществляется по имеющейся базе клиентов, такую рекламу регистрировать не нужно, но обязательной маркировке подлежат сообщения, рассылаемые на широкую аудиторию), видео и аудиотрансляции и т.п.

Квалификация пресс-релиза в качестве рекламы зависит от его содержания, в частности от того, содержит ли он информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.

Если пресс-релизы имеют рекламный характер, то учет информации о них осуществляется в общем порядке вне зависимости от того, распространяются ли такие материалы на возмездной или безвозмездной основе.

Если рассылка осуществляется по имеющейся базе клиентов, такую рекламу регистрировать не нужно. Но обязательной маркировке подлежат сообщения, рассылаемые на широкую аудиторию.

Также уточняем, что реклама, размещенная на собственном сайте, также маркируется.

В соответствии с письмом Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982, если на собственном сайте организации размещаются собственные рекламные материалы, то такие рекламные материалы подлежат маркировке, через операторов рекламных данных данные сведения направляются в ЕРИР.

Если договор на рекламу заключен до 01.09.2022 и рекламные материалы размещены до 01.09.2022, но показы на этой рекламы продолжаются, то такую рекламу необходимо маркировать.

Штрафные санкции:

На сегодняшний день штрафных санкций за отсутствие маркировки не предусмотрено. Законопроект № 337373-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В проекте согласовываются штрафы: для граждан в размере до 100 000 руб.; для должностных лиц — до 200 000 руб.; для организаций — до 500 000 руб.; организаций –операторов рекламных данных — до 700 000 руб.

На сегодняшний день в статье 14.3. КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции за нарушение законодательства о рекламе в связи с отсутствием у рекламодателя (рекламораспространителя) пометки «Реклама» и информации, необходимой для его идентификации (например, ОГРН, ИНН и наименование рекламодателя).

Отсутствие данной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ФАС России в своем письме от 30.12.2022 г. дал разъяснения, что информация о рекламе должна быть доступна для потребителя. Указывается наименование рекламодателя, а также информация позволяющая его идентифицировать, например ссылка на сайт, организационно-правовая форма, ИНН, ОГРН. Такая информация не должна быть размещена мелким шрифтом (кроме того, нужно учитывать кегль и начертание, соотношение фона с цветовым начертанием букв). Если информация присутствует лишь формально, но не может быть воспринята потребителем надлежащим образом, такая реклама будет признана ненадлежащей в соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 г. «о некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ о рекламе».

Через Оператора рекламных данных подаются следующие сведения:

  • информация о договоре (договорах), заключенном между участниками рекламной цепочки, включая сведения о сторонах договора (договоров), предмете, цене (при наличии);

  • общее описание объекта рекламирования;

  • основной тип рекламной кампании в Интернете;

  • сведения об использованных средствах распространения интернет-рекламы (сайт, его страница, информационная система, программа для электронных вычислительных машин), а также о рекламных системах (при использовании таковых);

  • информация об объемах и распределении показов интернет-рекламы;

  • срок размещения интернет-рекламы или дата начала рекламной кампании в случае размещения рекламы в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи;

  • параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории нахождения, иных социально-демографических параметров дифференциации (при наличии такой информации);

  • сведения об исполнении договора (дата и номер акта (актов) сдачи-приемки оказанных услуг, его (их) содержание).

После внесения всех данных Оператором присваивается идентификатор рекламы, который размещается на сайте в части объекта рекламирования.

В целом Ваш алгоритм действий по работе с рекламой выглядит следующим образом:

  1. создание рекламного продукта, распространяемого в сети Интернет;

  2. регистрация рекламных материалов через личный кабинет у Оператора рекламных данных: внесение требуемой информации и получение идентификатора рекламы;

  3. публикация рекламных материалов на сайте в сети интернет с указанием пометки «реклама», информации о рекламодателе и указанием номера идентификатора, присвоенного площадкой ОРД при регистрации материалов;

  4. после окончания прокрутки рекламы отчитаться перед Роскомнадзором. На это отведено 30 календарных дней после окончания месяца, в котором распространялась интернет-реклама. В личном кабинете ОРД необходимо составить акт.

Не подлежит маркировке:

  • информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

Позиция ФАС от 29.11.2022 г. Реклама должна содержать сведения об объекте рекламирования. Такая информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров и услуг или деятельности организации, сколько на привлечение внимания к конкретной услуге или товару.

Справочная информация в свою очередь содержит одинаковый набор сведений об организациях и оказываемых ими услугах. Например, информация, размещенная на сайте организации. Представляющая собой каталог услуг, носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей о существовании товаров и услуг, предлагаемых к продаже.

  • объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

  • упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

1 лайк