Международные перевозки

Доброго дня.
Вопрос - одно ООО на ОСНО, второе ООО на УСН. Оба занимаются международными перевозками.
Перевозки осуществляются из зарубежья в РФ, а также из РФ в зарубежье.
Перевозчик в большинстве случаев - РФ.
Но бывают случае, когда по России перевозчик РФ, а далее иностранная компания, которой за это платит ДС Российская компания.
Подскажите, какое налогообложение возникает в данном случае у РФ компании ООО на ОСНО и отдельно ООО на УСН?

Добрый день, уточните пожалуйста данные: “далее иностранная компания, которой за это платит ДС Российская компания.”

Напишите, что нужно уточнить.

ДС? Расшифруйте пожалуйста

В Вашей ситуации как я понимаю вы привлекайте к перевозке сторонних перевозчиков, являясь для них заказчиком, верно? Тогда в этой ситуации перевозка осуществляется по территории РФ+ зарубеж или только участок перевозки за пределами РФ?

Денежные средства.

У нас бывают разные ситуации:

  1. Бывает перевозка с РФ зарубеж по территории РФ, перевозчик РФ
  2. Бывает перевозка с РФ зарубеж по территории РФ, перевозчик РФ по территории РФ, далее зарубежный, которому мы за это оплачиваем за его услуги.
    И бывает те же ситуации, только наоборот - из зарубежья в РФ.
    Также бывает, когда зарубежный перевозчик довозит до места назначения в РФ и мы просто оплачиваем ему за его услуги. А нам соответственно клиент.
    Также бывает из зарубежья в зарубежье. Без перевозки по территории РФ, но тут я так понимаю, это операция вообще не является облагаемой по законам РФ, так как она не проходит по территории РФ

Спасибо за уточнение.
Из всех ситуаций что вы описали, как я понимаю вас интересует оплата услуг зарубежному перевозчику если:

  1. Перевозка из за рубежа в РФ/из РФ в зарубежье
  2. Перевозка только за пределами РФ.
    Вас интересует только НДС или налог на прибыль иностранного перевозчика, который вы должны исчислить как налоговый агент?

Или вас также интересуют последствия по российскому перевозчику - кому вы отдаете на исполнение заявку на перевозку?

В этой ситуации никаких последствий по НДС у заказчика перевозки не наступает: территория РФ местом оказания услуг по перевозке не признается, следовательно, объекта налогообложения по НДС в данном случае не возникает (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Соответственно, у российской организации не возникает обязанностей налогового агента по НДС (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, Письма Минфина России от 20.01.2022 N 03-07-08/3050, от 13.08.2013 N 03-07-08/32779, от 01.02.2013 N 03-07-08/2075).
Аналогично если пункты отправления и назначения находятся за пределами РФ - то местом реализации территория РФ не является. Потому при заказе такой перевозки у иностранного перевозчика НДС последствий у российского заказчика перевозки не возникает. (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ)

В ситуации, когда пункты отправления и назначения товаров находятся на территории РФ, местом оказания услуг по перевозке является территория РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, операции по оказанию таких услуг облагаются НДС и российский клиент (покупатель) в этом случае признается налоговым агентом (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Аналогичная точка зрения по данному вопросу приведена в Письме Минфина России от 18.10.2013 N 03-07-08/43655.
При этом не играет роль система налогообложения у заказчика такой перевозки (ОСНО или УСН).
Соответственно, если российская организация (ОСНО ии УСН) заказывает перевозку у иностранного перевозчика по территории РФ она обязана исчислить НДС и удержать НДС, уплатив его в бюджет. исполняя функцию налогового агента.

Если честно, я совсем не поняла.
У нас нет перевозок по РФ.
Когда мы становимся налоговыми агентами?
Интересуют лишь перевозки из РФ в зарубежье и из зарубежья в РФ.
Также перевозки из зарубежья в зарубежья минуя территорию РФ.
Также бывает, что мы сами осуществляем переводки, также, что привлекаем зарубежного контрагента.
Я так понимаю, вы описываете ситуацию, когда зарубежный партнер везет товар из РФ в РФ, но такой ситуации у нас нет.
Поэтому интересует, какие обязанности по налогообложению касаются именно нашей ситуации.
В случае, когда ООО на ОСНО и в случае, когда ООО на УСН.
Я так поняла, что в случае ООО на УСН кроме уплаты УСН с доходов полученных от контрагента, у нас не возникает никаких налогов и обязанностей по ним. И мы выставляем документы без НДС.
В случае ООО на ОСНО перевозки облагаются НДС 0%, и мы выставляем документы с НДС 0%. Плюс налог на прибыль с полученных доходов. Можно ли на расходы иностранному поставщику уменьшить налог на прибыль?
В общем, хотелось бы понимания, пока его нет.

Елена, я вам разложу все по порядку. Но чтобы было далее понимание поясню сначала про налоговых агентов.

Организации на ОСНО или на УСН уплачивают свои налоги, это налог на прибыль и НДС или УСН соответственно. Но есть ситуации, когда работая с иностранными перевозчиками и выплачивая им доход вы становитесь в отношении таких доходов налоговыми агентами. Выше я указала в каких случаях, но только по НДС. Есть налоговые последствия и по налогу на прибыль - но для этого мне нужно знать иностранный перевозчик резидентом какой страны является. Если есть в этом необходимость - обозначьте - я распишу.

Теперь что касается самих организаций на ОСНО или на УСН, оказывающие международные перевозки.

Если организация применяет УСН - то в отношении доходов от международных перевозок она уплачивает только УСН. НДС в силу применяемой системы налогообложения она не уплачивает. Клиентам документы вы оформляете также без выставления НДС, если для клиентов по договору вы выполняете перевозку. Если по договору с клиентом вы являетесь посредником (возможно у вас заключен транспортной экспедиции), то документооборот и налоговые последствия будут другие. Если есть необходимость напишите - я распишу.

Далее информация для организации на ОСНО.

Международные перевозки (перевозка осуществляется между пунктами за пределами РФ и пунктом на территории РФ (либо наоборот)

  1. В случае если такие перевозки являются международными перевозками, по таким перевозкам применяется ставка НДС 0%.
    Соответственно если организация на ОСНО и выполняет такие международные перевозки, то она уплачивает налог на прибыль с дохода от перевозки по общей ставке 20% и НДС по ставке 0%. Чтобы подтвердить ставку НДС 0% вместе с декларацией по НДС организация представляет в налоговую пакет подтверждающих документов.
    В расходах по налогу на прибыль организация может учесть расходы на услуги исполнителей (российских или иностранных перевозчиков) при наличии оформленных документов. Иностранные документы должны быть переведены на русский язык.

  2. Если организация привлекает для выполнения международных перевозок других российских перевозчиков - то такие перевозчики ей будут выставлять документы, в зависимости от применяемой системы налогообложения, и если они также применяют ОСНО, то выставят счет-фактуры со ставкой НДС 0%. Если по международной перевозке ваш исполнитель выставит вам услуги по ставке НДС 20% - такой НДС на вычет брать будет рискованно, так как применена неверная ставка, а вычет по неверной ставке заявлять нельзя.
    Вы в свою очередь перевыставляя такую перевозку клиенту также указываете ставку НДС 0%.

  3. Если российская организация привлекает для международных перевозок иностранных перевозчиков - то налоговые последствия будут те, что были указаны выше.
    Перевыставляя такие услуги заказчику вы также указываете в своих документах (счф + акт) НДС 0%. Данную ставку впоследствии необходимо подтвердить пакетом документов представив их в налоговую.

Теперь о таких перевозках. Если ни один из пунктов (назначения или отправления) не находится на территории РФ, то такая перевозка не считается международной.

В такой ситуации налоговые последствия зависят от того, кто является заказчиком перевозки.

  1. Если заказчиком услуг является российская организация или иностранная организация не из стран-членов ЕАЭС, тогда оказание услуг по перевозке за пределами РФ не облагается НДС, так как местом их реализации территория РФ не является (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ)
    Соответственно по таким услугам НДС не исчисляется, счет-фактура не выставляется.
    Доходы облагаются налогом на прибыль по общей ставке 20%.

  2. Если заказчиком является организация из стран - членов ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан и пр).
    Согласно подп. 5 п. 29 Протокола место реализации услуг по перевозке грузов всегда определяется по месту нахождения организации, оказывающей эти услуги.
    Поэтому если российская организация оказывает услуги по перевозке грузов организации из страны - члена ЕАЭС, то местом реализации этих услуг всегда признается территория РФ, даже если фактически они оказываются за пределами РФ (см. письма Минфина России от 20.07.2018 N 03-07-08/50929, от 26.07.2017 N 03-07-13/1/47514, от 02.09.2015 N 03-07-13/1/50600, от 19.03.2015 N 03-07-13/1/15028, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2017 по делу N А03-17236/2016, подтверждено Определением ВС от 10.01.2018 N 304-КГ17-19932.)
    Соответственно по такой перевозке доход будет облагаться по ставке НДС 20%.

1 лайк

Гульнара, огромное спасибо!!! Очень понятно.
У меня возникло пара вопросов, если вы не против.
Правильно ли я вас поняла в данном вопросе, что если ООО на ОСНО везет товар из ЕАЭС минуя территорию РФ в зарубежье - то НДС 20%, если наоборот - из зарубежья в ЕАЭС - то 0%? Т.е. это только для ситуации, когда перевозка минует территорию РФ, в случае если перевозка проходит по территории РФ, НДС 0%?

Да, если можно - напишите, пожалуйста. Это, как я понимаю, возникает только в случае - если мы являемся налоговым агентом. А это случаи, когда мы нанимаем для перевозки на территории РФ (пункт отправления и назначения находятся в РФ) иностранного контрагента. Тогда мы являемся налоговым агентом по НДС, верно я поняла? Мы должны его удержать из вознаграждения и перечислить в бюджет? И возникают последствия по налогу на прибыль, так? Китай, Турция, ЕАЭС.

На данный момент нет, но планируем работать так. С Китаем и Казахстаном. Клиент - РФ. Если можно, распишите, пожалуйста.

Верно ли я понимаю, что подтвердить нулевую ставку я могу приложить контракт и товаро-транспортные документы?

Спасибо еще раз, по остальным вопросам все предельно ясно!

Нет не верно.
Разложим на ситуации:

  1. Если перевозка за пределами РФ, то есть минуя территорию РФ, то НДС по ставке 20% будет в случае если заказчиком перевозки будет организация из страны - члена ЕАЭС. Допустим организация из Казахстана заказывает вам как исполнителю перевозку из Турцию в Китай, из Китая в страны ЕАЭС, из страны ЕЭАС в страну ЕАЭС - то есть любые перемещения за пределами РФ. То есть главное здесь статус заказчика перевозки.
  2. Если заказчиком перевозчик будет являться российская организация или иностранная организация не из страны ЕАЭС - допустим заказчик из Турции, тогда выполняя такую перевозку вы совсем НДС не начисляете, так как эта перевозка не облагается НДС на территории РФ.
1 лайк

В части налога на прибыль не играет роли по территории какой страны осуществляется международная перевозка. То есть это может перевозка по территории РФ или перевозка между пунктом в РФ и пунктами в других странах - важен тот факт что иностранная организация (перевозчик) получает за свои услуги от вас доход за международную перевозку. И так как это резидент другой страны вы, выплачивая такой доход становитесь агентом по отношению к налоговым обязанностям это иностранного перевозчика. Исключение - тот случай когда перевозка осуществляется только за пределами РФ. Так как такая перевозка не попадает под понятие международной (где одним из пунктов является пункт в РФ) то в отношении доходов от такой перевозки ваша организация как заказчик не будет являться налоговым агентом.
Как я понимаю вы работаете с иностранными перевозчиками из Турции, Китая и стран ЕАЭС. По странам ЕАЭС напишите конкретно из какой страны.
А я вам пока дам расклад по Турции и Китаю.

Турция
При наличии подтверждения турецкого резиденства при выплате дохода ваша организация не должна удерживать налог на прибыль. При отсутствии такого документа со стороны турецкого перевозчика ваша организация обязана удержать 10% налога на прибыль, задекларировать его и уплатить в бюджет РФ.

Обоснование:
Порядок налогообложения доходов иностранной организации, не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относящихся к доходам от источников в Российской Федерации, определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, пункта 1 статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
К таким доходам в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса относятся доходы от международных перевозок, налогообложение которых осуществляется по ставке 10% согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
При этом в силу норм статьи 7 Кодекса при налогообложении доходов турецкой организации от осуществления международных морских перевозок следует руководствоваться положениями статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997. (Письмо Минфина России от 25.11.2022 N 03-08-05/115494)
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства, полученная из другого Договаривающегося Государства от эксплуатации воздушного судна или дорожного транспортного средства в международных перевозках, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве (п. 2 ст. 8 “Прибыль от морских, воздушных и наземных перевозок”).
Следовательно, в случае если организация - резидент Турецкой Республики (перевозчик) до даты выплаты дохода предоставит российской организации подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Турции, заверенное компетентным органом данного государства, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты на основании ст. 312 НК РФ, ст. 8 вышеуказанного Соглашения.

Китай:

Если китайский перевозчик представит справку о резиденстве на территории Китая, то такой доход не будет облагаться налогом на прибыль на территории РФ в силу действия международного соглашения с Китаем. В этом случае налог на прибыль из доходов не удерживается.
В случае отсутствия такой справки-подтверждения налог удерживается по ставке 10%.

Обоснование:

на основании ст. 8 “Международные перевозки” Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27.05.1994 прибыль, получаемая предприятием с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве от международных перевозок, облагается налогом только в этом Государстве.
Согласно ст. 7 “Прибыль от коммерческой деятельности” вышеуказанного Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только предприятие не осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет коммерческую деятельность, как указано выше, прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному представительству.
Таким образом, доходы, полученные иностранными компаниями на основании договора о транспортно-экспедиторских услугах, которые будут оказаны российской организации, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации, если такая деятельность иностранных компаний на территории Российской Федерации не приводит к образованию их постоянных представительств.
Исходя из вышеизложенного в данном случае российская организация не будет являться налоговым агентом для компаний, зарегистрированных на территории Китайской Народной Республики.
Вывод представлен из Письма Минфина РФ от 23.12.2009 N 03-08-05

1 лайк

Подтверждающие документы представьте одновременно с декларацией по НДС за тот период, в котором вы их собрали и рассчитали НДС по ставке 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ).
Не нужно повторно представлять в налоговый орган контракты (договоры), если ранее вы уже подавали их для подтверждения ставки 0% за предыдущие периоды. Вместо них следует подать уведомление с указанием реквизитов документа, с которым эти контракты (договоры) были представлены ранее, и наименования налогового органа, в который они были поданы (п. 10 ст. 165 НК РФ).
При международной грузоперевозке нулевую ставку подтвердите (пп. 2.1 п. 1 ст. 164, п. 3.1 ст. 165 НК РФ):
• контрактом (его копией) на оказание услуг международной перевозки товаров;
• копиями транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ). Конкретные виды таких документов зависят от того, каким транспортом вы перевозите груз.
Если вы вывозите товар в страну - член ЕАЭС (ввозите из нее) и заказчик перевозки не является экспортером (импортером), то дополнительно нужна копия договора между заказчиком и экспортером (импортером).

1 лайк

Огромное спасибо за ответ. В голове наконец все начинает по полочкам укладываться.
ЕАЭС - Белоруссия, Казахстан и Армения.
Я тут уточню, верно ли я понимаю, что здесь нет разницы на УСН мы или ОСНО, мы все равно становимся налоговым агентом по НДС и прибыли в описанных ниже ситуациях?

Верно. В тех ситуациях, когда возникает необходимость исчислить налог в качестве налогового агента - то не играет роли какую систему налогообложения применяет заказчик перевозки - ОСНО или УСН.

1 лайк

Гульнара, огромное спасибо вам за ответы.
Можно еще получить ответы на этот вопрос, который указан выше.

И плюс

И по поводу налога на прибыль в части стран ЕАЭС - Белоруссия, Казахстан, Армения. По Китаю и Турции все понятно.

И плюс вопрос возник по налогу на прибыль в части оплаты иностранному переводчику.
Верно ли я поняла, что налоговым агентом по НДС мы будем являться, если заказали перевозку по территории РФ у зарубежного контрагента?
А последствия по налогу на прибыль у нас возникают в зависимости от ситуации и страны перевозчика. Вне зависимости, заказываем мы перевозку в РФ, из РФ в зарубежье, из зарубежье в РФ или из зарубежье в зарубежье. По налогу на прибыль нужно конкретно смотреть на страну, которая перевозит товар, верно? Например, если это турецкая компания, то при подтверждении турецкого резиденства мы не удерживаем налог на прибыль, в противном случае - обязаны удержать и заплатить его в бюджет.
Верно ли я понимаю, что законодательством РФ не установлена обязательная форма подтверждения иностранным контрагентом своего резиденства и это может быть справка, составленная в произвольной форме или по форме иностранного государства?

Добрый вечер, верно.

Эта справка подтверждения резиденства дается компетентным органом страны. Соответственно форма справки утверждается законодательством этой страны.