Можно ли в благотворительном фонде возложить на руководителя обязанности по ведению бух.учета?

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, можно ли в благотворительном фонде обязанности ведения бухгалтерского учета возложить на руководителя?

Спасибо!

1 симпатия

Добрый день.

Если ваш фонд имеет право применять упрощенные способы ведения бухучета (т.е. не подлежит обязательному аудиту) и не признан иностранным агентом, то можно возложить ведение бухучета на руководителя.

1 симпатия

У нас оборот меньше 3000000,00 и в связи с этим мы имеем право не проводить обязательный аудит. ИА мы не являемся. В нашем случаю мы можем возложить обязанности на руководителя?

1 симпатия

Да, можете.

1 симпатия

Спасибо большое!
А можно попросить ссылку на нормативный документ, пожалуйста.

1 симпатия
  1. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Статья 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О бухгалтерском учете”

В законе о благотворительности и об НКО нет никаких запретов на такое ведение бухучета. Более того, там написано, что он ведется в соответствии с законом о бухучете.

1 симпатия

Вот что нам написали аудиторы по этому вопросу:

Требования нормативных документов

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В частности, ч. 3 ст. 7 устанавливает, что «руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя».

Некоммерческие организации, согласно нормам действующего законодательства, не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, руководитель некоммерческой организации не в праве возлагать на себя ведение бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерского учета в некоммерческой организации может осуществлять либо отдельно нанятый по трудовому договору на должность главного бухгалтера сотрудник, либо иной сотрудник организации, либо физическое или юридическое лицо на основании гражданско-правового договора об оказании услуг. Требования к физическим и юридическим лицам определяются ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Ваши аудиторы категорически неправы.
Вот этого

в законе нет. Прямую цитату из закона я привела. Там написано:

Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета , включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность … может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Экономического субъекта, а не субъекта малого и среднего предпринимательства.
Среди организаций, имеющих право применять упрощенные способы бухучета, значатся НКО. Среди них есть исключения, я их выше перечислила.

Похоже, что аудитор пользуется законом, в редакции 2013 года. Именно тогда там была такая формулировка. Это несколько странно для аудитора.

1 симпатия

Спасибо большое!
Подскажите, еще пожалуйста, если Фонд не попадает под исключение и не может возложить ведение бух.учета на руководителя и Фонд заключил договор с ИП на бухгалтерские услуги, в данном случае получается, что ИП отвечает за ведение бух.учета. Как то это надо в Фонде отразить приказом или каким то другим документом? Кто в данном случае подписывает документы за главного бухгалтера?

1 симпатия

Наоборот, под исключение попадают те, кто не может возложить ведение бухучета на руководителя. Если вас в исключениях нет, то можете возложить.

Право подписывать первичные документы должно быть оговорено в договоре. Там следует указать, что передается право подписи за главного бухгалтера, перечислить, в каких именно документах. Счета-фактуры подписывать можно только на основании доверенности, одного договора мало.

В учетной политике организации надо указать, что бухгалтерский учет ведется сторонним лицом, с которым заключен договор. И указать, какие документы им подписываются за главного бухгалтера.

1 симпатия

а если в договоре не прописывать право подписания документов, то по умолчанию кто подписывает за главного бухгалтера?

1 симпатия

А как так может быть? Если передаются полномочия бухгалтера, то и подписывать документы должно это лицо, которое ведет учет.

1 симпатия

А если учетной политику установлено, что учет ведет сторонняя организация, то приказ о возложение обязанностей главного бухгалтера на руководителя будет не корректным? Или можно заключить договор с ИП на ведение учета, а обязанности главного бухгалтера возложить на руководителя?
Простите за поток сообщений, мы тут запутались в этом вопросе.

1 симпатия

На руководителя возлагается ведение бухгалтерского учета, как вы видите из формулировки закона. Оно либо возлагается, либо нет. Что же на себя возложит руководитель, если учет ведет ИП?

1 симпатия

Понятно. Спасибо!
А с подписанием, то есть должен руководитель аутсорсинговой компании подписывать документы? Не до конца понятен вопрос с подписанием документов.

Документы подписывает лицо, которое ведет бухгалтерский учет.

1 симпатия

Если в организации, которая ведет бух.учет, несколько бухгалтеров ведут каждый свой участок, кто в таком случае подписывает документы?

1 симпатия

В договоре на ведение бухгалтерского учета предусматривается, что право подписывать за главного бухгалтера фонда первичные учетные документы, кассовые документы, счета-фактуры передано должностному лицу бухгалтерской фирмы (руководителю или бухгалтеру, иному лицу). В этом случае указанное уполномоченное лицо вправе подписывать соответствующие документы фонда за главного бухгалтера.

1 симпатия

Спасибо!

1 симпатия