Надбавки к окладу

Здравствуйте! Как сотрудникам правильно установить надбавки? каким документом? какие ставки? где и как прописать? Дайте, пожалуйста, как можно больше информации

1 симпатия

Приветствую на форуме, уважаемый (ая), @ev2306 !)

Хотелось бы уточнить вопросы. И дать вводную информацию:

  1. Какая у вас ОПФ: ИП, ООО, АО, некоммерческая организация или организация, которая финансируется из местных и/или государственных бюджетов и т.п.? Это может оказывать на порядок установления надбавок.
  2. Какой на вашем предприятии налоговой режим и регион? УСН? ОСНО?
  3. В связи с чем вы ставите такие вопросы?

Общая информация такова. Вопрос установления надбавок работникам (сотрудникам) регулируется Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

ТК РФ - это закон, обязательный для всех. Понятие “набавок” установлено ст.129 ТК РФ, как и другие понятия: премия, доплата, поощрительная выплата.

Надбавки бывают компенсационного характера, например за работу в тяжелых условий труда или сверх установленных нормативов и т.д.

Есть надбавки стимулирующего характера. Эти набавки, как и вышеуказанные устанавливаются согласно ст. 135 ТК РФ трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя (т.е. в вашем предприятии) системами оплаты труда.

Также есть набавки за специальные условия работы сотрудника или его квалификацию: за совместительство или совмещение, за знание иностранного языка, за ученую степень, выслугу лет, сложные условия работы, ненормированное рабочее время и т.д.

Т.е. можно издать приказ и внести в штатное расписание изменение, где установить надбавку, можно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором установить набавку, можно включить пункты о набавках в положение о заработной плате и премировании, если такой документ есть у вас на предприятии. Если есть коллективный договор, то можно и там отразить положения о набавках.

Все эти способы одинаковы верны с точки зрения закона, причем, поскольку набавка улучшат положении работника, то достаточно одного любого документа, чтобы это приобрело обязательную силу для бухучета, сотрудника и работодателя. С документом о набавках, если это не дополнительное соглашение к трудовому договору нужно обязательно письменного ознакомить сотрудников (см. ст. 68 ТК РФ).

Относительно размеров, тут нет никаких особых границ, т.к. повторяю ТК РФ стоит на страже интересов слабой стороны, а значит работодатель может любую надбавку или любые набавки устанавливать для сотрудников. Для бюджетных организаций и целевого финансирования могут быть ограничения, там нужно разбираться с каждой формой отдельно.

Надбавка выплачивается в сроки, установленные для выплат заработной платы Согласно ст. 136 ТК РФ:

“Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена”.

Т.е. дважды в месяц, как это установлено в законе.

Есть также вопросы списания на затраты расходов на зарплату, если для вас это актуально, то тут можно руководствоваться ст. 255 НК РФ, для УСН расходы за вычетом расходы - также применятся эта статья.

Для налогообложения лучше, когда набавки регулируются локальными актами работодателя (это, например, приказ, положение и т.п.), а размер стимулирующей набавки привязан к положительным изменением экономических показателям предприятия. Например: рост прибыли, рост объёмов продаж, рост объемов производства, экономия на производстве, на складе и т.д. Т.е. лучше, чтобы от действий работника зависели эти показатели, из которых вычисляется набавка.

На набавки, как и на заработную плату делаются начисления (ПФР, ФСС, ФОМС, страхование несчетных случаев), а также из зарплаты и набавок работодатель удерживает НДФЛ и платит его в бюджет.

Если на предприятии есть профсоюз, о его мнение обязательно учитывается при принятии положений о заработной плате и установлении премий, набавок.

В учете набавки отражаются как и зарплата по счетам:

Д 20 (23, 25 и т.) - К 70 - начисление зарплаты, набавки - документ: расчётная ведомость.
Д 70 - К 51 - перечисление зарплаты, набавок на счет сотруднику: банковская выписка.

Здравствуйте! Спасибо за подробный ответ, ниже отвечаю на Ваши вопросы, если в связи с моими ответами возникли нюансы, напишите пожалуйста

  1. АО
  2. ОСНО
  3. Руководитель планирует ввести сотрудникам надбавки, необходимо понимание, как это правильно оформить. В штатное расписание вносить сумму или процент или вообще не надо его менять?
2 симпатии

Если в Совете директоров (СД) АО есть сотрудники, которые работают по трудовым договорам, там есть особенности, связанные с согласованием им выплат.

Также нужно смотреть какой порядок установлен для директора (генерального директора) АО, он прописывается в уставе АО, может быть отдельный документ. Т.е. для члена СД-сотрудника может потребоваться отдельные документы, чтобы ему набавку установить. Скорей всего это связано с конфликтом интересов, как правило СД своим протоколом принимает какое-то решение, которым одобряет набавку… Но повторяю это зависит от АО и его документации. Зачастую вопрос оплаты труда руководителя тоже АО отдан на разрешения СД. Т.е. для членов СД и руководителя АО могут потребоваться дополнительные документы, по отношению. к тем, что для всех остальных сотрудников.

Важно иметь нормальное положение проработанное с точки зрения отнесения расходов на оплату труда в виде набавок на разные статьи баланса.

Можно и в твердой сумме, а можно в процентах, как вам удобно, для сотрудников выгодно в процентах, конечно.
Лучше оформлять введение надбавок приказом о внесении изменений в штатное расписание (ШР) и тут возможны 2 варианта (зависит от вас):

  1. Можно утвердить ШР в новой редакции.
  2. Можно только изменения утвердить приказом

Также важно в положение о зарплате (премировании) внести изменения. Можно это все в одном приказе сделать.

Ну и в этом же приказе ответственному за кадровый учет в АО лучше будет если будет дано задание (поручение) подготовить дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками на надбавки и подписать их, а также соответствующие приказы по кадрам подготовить и представить на подпись руководителю.

1 симпатия

Кстати, по срокам еще тут важно, можно установить в приказе, что набавки там с такой-то даты начинаются начисляться и выплачиваться. И прямо уже это основание для бухгалтерии для начисления и выплаты. Обычно пишут, что вот штатного расписание вступило такого числа - обычно 1 день месяца.

Т.е. можно не ждать пока все все подпишут (дополнительные соглашения к трудовым договорам, ознакомиться с приказами, подпишут листы ознакомления), уже можно выплачивать.

Есть, конечно, организации, где “задним числом” вводят, но это сложно, т.к. могут уволиться сотрудники, быть в командировке длительной, на больничном и т.д. Так что рекомендую вводить там с начала следующего месяца, там с 01.01.2022, если уже нет каких-то договоренностей.