Налоговый агент по налогу на прибыль

подскажите пожалуйста, В соответствии с положениями пп.8 п.1 ст.309 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Данный пункт нам говорит о налогообложение и выступлении в роли налогового агента, если я плачу напрямую иностранному перевозчику, а если я перевожу денежные средства такому же агенту, как я (я занимаюсь продажей авиабилетов, у меня агентские соглашения) как тут интерпретировать перевод денежных средств, ведь иностранная компания, которая получит денежные средства является тоже агентом, и эти деньги не ее, она их дальше отправляет перевозчикам. должна ли я в данном случае выступать налоговым агентом?

Приветствую Вас, Ксения, на форуме клерка!

Чтобы однозначно ответить на ваши вопросы, нужно знать больше деталей и даже содержание агентских соглашений, т.е. налоговый орган в РФ должен будет понять бизнес-модель. Далее, нужно знать ответы на следующие вопросы:

  1. В какой стране работает меднорудный перевозчик (его его главный офис) или ваш партнер по агентскому соглашению, где вы выступает в качестве субагента, а ваш партнёр - принципал. Нужно по субагентскому договору знать, есть ли и в какой конкретно стране постоянное представительство в конкретной стране принципалов по субагентскому договору и перевозчиков.

    Далее, нужно разобраться в есть ли и действует в этой стране соглашение об избежании двойного налогообложения, т.к. международные договоры имеют более высокий статус, чем федеральные законы, такой принцип почти во всех странах, в нашей тоже (см. ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ).

    Также нужно учитывать, что сейчас есть список недружественных стран, куда входит весь ЕС, например, при определённых условиях сделки с партнёрами в этих странах должны быть согласованы со специальной правительственной комиссией.

  2. Нужно понять, как будут продаваться билеты, куда например покупатель будет платить деньги вам или агенту, либо перевозчику, в какой валюте. Вы понимаете, что проработать все варианты в рамках форума практически невозможно, т.к. тут больше вопросы международного права и логистики, коммуникаций.

    Если перечисление будут в валюте, нужно будет вам общаться с банком, т.к. тут возникают требования валютного контроля, за нарушения которых громадные штрафы. Опять сильно зависит от страны-партнера.
    В цене любого билета несколько составляющих, с каждой нужно разбираться, а для этого нужен глубокий анализ, а не просто одиночный вопрос на форуме.

    2.1. Также в любом билете есть элементы страхования, нужно быть уверенным, что например россиянам услуги страхования можно будет купить, т.к. с этим проблемы, ряд крупных страховых копаний отказываются работать с РФ. А без страхования нельзя никуда уплыть или вылететь.

  3. Потом важно понять будете ли вы IATA агентом, либо иными стандартными схемами сотрудничества, см. тут про IATA мы нашли, либо у вас своя агентская схема, её нужно изучать, а для начала её нужно создать, чтобы потом говорить о налогах. Т.е. важно понимать, что сначала идет строительство бизнес-модели, а только потом анализируются налоги и другие платежи, обсуждаются необходимые ресурсы.

  4. Подпункт 8 п. 1 ст. 309 НК РФ к вам, скорей всего не относится, т.к. вы сами пишите:
    “полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации”/цитата из закона/ эту фразу можно трактовать как угодно, например, ваше же агентство занимается предпринимательской деятельностью, агенты “по определению” - предприниматели, а тут говорится нет предпринимательских целей. Далее, перевозчик, что не будет увозить из России или в Россию пассажиров, т.е. вообще не будет у нас заниматься перевозками? То есть ваше субагентово будет заниматься продажей билетов по перелету (перевозке) в третьих стран, но не в РФ и из РФ?
    Т.е. как я понимаю этот подпункт, он к вам не относится, как бы его не интерпретировать.

    И опять подчеркну ещё раз, что соглашения об избежании двойного налогообложения, а не НК РФ, или налоговое законодательство Узбекистана, либо ОАЭ будут иметь приоритет для интерпретации российского налогового законодательства, в том числе налогообложение по налогу на прибыль. А это опять-таки вопрос бизнес-модели, наличие офисов, гарантий и т.д. Нужно также учитывать, что в ряде стран, например, в Великобритании, на Кипре имеется очень большой корпус морского права, которое регулирует по традиции все виды транспортировок и международной торговли, т.е. специфика стран имеет очень важное значение.

и еще вопрос в продолжение первых двух. Пунктом 2 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Доходы иностранной организации, указанные в пункте 2 статьи 309 Кодекса, в Российской Федерации не облагаются, но при этом признаются дохода ми от источников в Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30.09.2016 № 03-08-13/56982 и от 10.10.2016 N 03-08-05/58776.
Так если мы продаем билеты на самолет, являясь агентами, постоянного представительства у иностранной компании на территории России нет, должны ли мы выступать налоговыми агентами по налогу на прибыль?

Темы объединены в одну. Потому что ответ на них один, он дан Александром выше.