Налоговый агент при выплате дохода иностранному поставщику

Добрый день.
Компания “Москва” заключила договор на покупку ПО с иностранной компанией “Польша”.
Компания “Польша” покупает этот продук в Компании “Нидерланды”.

Компания “Польша” просит Компанию “Москва” оплатить ПО непосредственно своему поставщику “Нидерланды”.

Налоговым агентом какой компании является “Москва” : “Польши” (Поставщик) или “Нидерланды” (кому заплатили. Конечный Поставщик) ?
На какую Компанию выписывать счет-фактуру налогового агента ?
На какую Компанию оформлять Расчет по выплате дохода иностранному юридическому лицу ?

С Польшей и РФ есть Соглашение об избежании двойного налогообложения. Налог на доходы 10%.

С Нидерландами Соглашения нет. Налог на доходы - 20%.

Сколько нужно заплатить налоговому агенту “Москва”?

Спасибо

Добрый день.

  1. Налоговым агентом какой компании является “Москва” : “Польши” (Поставщик) или “Нидерланды” (кому заплатили. Конечный Поставщик) ? - Польши
  2. На какую Компанию выписывать счет-фактуру налогового агента ? - на Польшу
    • На какую Компанию оформлять Расчет по выплате дохода иностранному юридическому лицу ? - на Польшу.
  3. Сколько нужно заплатить налоговому агенту “Москва”? - в целях избежания налогового риска при проверке удержать по ставке 20%

Обоснование:

По первому и третьему вопросу:

Согласно нормам российского законодательства кредитор (Нидерланды) обязан принять исполнение, предложенное за должника (Польша) третьим лицом (Россия), если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо (п. 1 ст. 313 ГК РФ). Такое исполнение кредитор не обязан принимать в случае, когда из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ).
Необходимо отметить, что в отношении норм иностранного государства провести анализ возможной ситуации не представляется возможным - насколько для Нидерландов такой платеж будет правомерным. Но по факту риск возникает скорее не у вашей стороны, а у Польши, так как ответственным за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора является должник.
Что касается вашей организации (третье лицо) - по сути перечисление оплаты Нидерландам меняет в данной сделке только сам порядок оплаты.
На правовые моменты в части передачи авторского права на программные продукт (а именно оформление первичных документов в отношении данной сделки) перечисление оплаты иному лицу, а не продавцу не влияет.
Статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, к которым, в частности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности.
В соответствии со статьями 309 и 310 Кодекса такие доходы подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты.
Право на продажу ПО имеет лицо, обладающее таким правом. Соответственно в рамках заключаемого договора право на доход от продажи ПО имеет Польша , поэтому считаем, что непосредственно на Польшу необходимо оформить Расчет

По второму вопросу:

В связи с вышеуказанным счет-фактуру как налоговый агент вы будете оформлять от имени Польши.

По четвертому вопросу:
Минфин России в Письме от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236 разъяснил, что для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) это лицо должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. Если получатель дохода будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода, предоставление в государстве - источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот (пониженных ставок и освобождений) противоречит целям и задачам международных соглашений.
ФНС России в Письме N СА-4-7/9270@ указала, что по результатам налоговых проверок, проведенных за последнее время налоговыми органами, сделаны выводы о неправомерном применении норм международных соглашений в случаях, когда иностранные компании не являются фактическими получателями дохода. Данные выводы поддержаны судами, в том числе Верховным Судом Российской Федерации.
Исходя из складывающейся судебной практики применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход, и определения права на применение норм международного соглашения можно сделать общий вывод, что льготы должны предоставляться лишь компаниям, имеющим экономическое присутствие в стране резидентства, обладающим широкими полномочиями по распоряжению доходом и использующим доход в предпринимательской деятельности иностранной компании (получающим экономическую выгоду от дохода).
По таким спорам налоговым органам необходимо особое внимание уделять исследованию и анализу вопросов о самостоятельности принятия решений директорами иностранных компаний, наличии полномочий по распоряжению доходом, осуществлении предпринимательских функций, признаках ведения деятельности (персонал, офис, общехозяйственные затраты), получении экономической выгоды от дохода (использовании в предпринимательской деятельности), а также о несении коммерческих рисков в отношении активов. Немаловажным аспектом является и характер денежных потоков, т.е. наличие или отсутствие юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода, а также системности транзитных платежей по перечислению дохода от лица резидента страны - участника соглашения в адрес лица, не имеющего льгот по соглашению. При этом в целях объективного и полного анализа деятельности компании налоговые органы не должны ограничиваться спорными операциями по перечислению дохода, а должны давать оценку экономической деятельности группы в целом.
Установление факта наличия или отсутствия у лица фактического права на доход во многом основано на получении от иностранных юрисдикций дополнительной информации о движении денежных средств между компаниями группы, а также отчетности компаний. В качестве доказательств, подтверждающих, что получатель доходов не был реальным бенефициаром полученного дохода, налоговыми органами и судами признаются также коммерческие базы данных, открытые реестры иностранных компаний, информация из общедоступных источников.

Таким образом, считаем, что предоставление льготной пониженной ставки по Соглашению с Польшой (10% согласно п.1 ст 11 “Доходы от авторских прав и лицензий”, Письмо Минфина России от 01.10.2021 N 03-08-05/79654) сопряжено с риском доначисления неудержанного налога на прибыль по общей ставке 20%.

Спасибо, Гульнара!
Изучаю!

1 лайк