НДФЛ с зарплаты за август 2023г. работнику, находящемуся в Финляндии

Добрый вечер!
Работник компании с 2022 года дистанционно работает в Финляндии. Правомерно ли бухгалтерия компании удержала НДФЛ в размере 30% с зарплаты работника нерезидента за август 2023 года, ссылаясь на Указ Президента от 08.08.2023г. №585 “О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения”.

Добрый вечер.

В трудовом договоре местом работы является какая страна?

В трудовом договоре указано, что место работы определяется работником самостоятельно.

Место работы является обязательным условием договора (статья 57 ТК РФ). Так нельзя было писать. Надо было хотя бы указать государство.

Поскольку у бухгалтерии нет документов о том, что сотрудник выполняет свои обязанности за пределами РФ, она не может считать, что организация является источником дохода за пределами РФ. И поэтому считает, что российский гражданин выполняет свою работу в пределах территории РФ.
Оспорить применение такой ставки будет трудно, если работодатель не согласится поменять трудовой договор задним числом.

Если в трудовом договоре было бы написано, что место работы за пределами РФ, то работник компании вообще бы не платил российский НДФЛ. Потому что источник дохода был бы за пределами РФ, а с таких доходов налоговый нерезидент не уплачивает наш НДФЛ. Пока не уплачивает. С 2024 года правила изменятся.

Что касается соглашения об избежании двойного налогообложения с Финляндией, то действительно, его нормы сейчас не применяются, увы.

Дело в том, что до августа 2023г. НДФЛ не удерживался, так как работник по внутренним документам российской организации с марта 2022 года работает удаленно из Финляндии, поэтому является нерезидентом. И лишь с зарплаты за август 2023г. с него как с нерезидента был удержан НДФЛ в размере 30%. Бухгалтерия ссылается на Указа Президента от 08.08.2023г. №585 “О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения».
Мой вопрос заключается в том, насколько правомерно удержание НДФЛ 30% с нерезидента после подписания 8 августа 2023г. вышеуказанного указа?

Указ никоим образом не отменяет п.3 ст.208 НК РФ.

  1. Для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
    … 6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации.

Указ только приостановил действие определенных статьей соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Но эти СИДН не имеют никакого отношения к правилам обложения доходов по нашему НК.
Судя по всему, ваша бухгалтерия не облагала НДФЛ доходы не в силу статьи 208 НК РФ, а на основании статьи 15 СИДН с Финляндией. И мне вот это непонятно. Если бухгалтерия считает, что у неё есть данные о работе сотрудника в другой стране, почему она не применяет п.3 ст. 208 НК РФ? Напишите жалобу руководителю со ссылкой на этот пункт НК

1 лайк

Большое спасибо за подробный ответ.

Еще бухгалтерия ссылается на п.1 ст. 7 НК РФ, в котором говорится о приоритете международных договоров над нормами налогового законодательства.
Как Вы считаете, этот пункт как-то может повлиять на налогообложение нерезидента в моем случае?

Международный договор не действует после указа. Как он может быть в приоритете?
И вообще-то сначала определяется есть налогоплательщик налога или нет, а потом к нему применяются нормы СИДН. А в случае применения п.3 ст.208 НК налогоплательщика НДФЛ нет. Потому что в п.1 ст. 207 НК написано:

  1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Нет налогоплательщика нашего НДФЛ - некуда применять СИДН.

1 лайк

Поняла.
Благодарю!)