НДС на электронные услуги с 01.10.2022

Иностранная организация в рамках соответствующих договоров оказывает следующие услуги российским организациям (только в секторе B2B): электронные услуги (ICT); Консультационные услуги; Роялти за пользование торговой маркой.

С 01.01.2019 года , иностранная компания зарегистрировалась в российских налоговых органах для целей НДС, на основании п. 4.6 ст. 86 НК.

В связи с рекомендациями ФНС, иностранная организация самостоятельно исчисляла и уплачивала НДС не только по договору электронных услуг, но и по договорам консультационных услуг, лицензионным договорам (в части платежей за ТМ), и прочим услугам.

С 01.10.2022 вносятся изменения в ст. 174.2, п 10.1, а именно :

«10.1. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в [пункте 1] настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (**за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 , исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном
пунктами 1 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям ФНС России N СД-4-3/10308@ от 08.08.2022:

Если электронные услуги оказываются иностранными поставщиками в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, то с IV квартала 2022 года последние начнут уплачивать НДС в качестве налоговых агентов. При оказании электронных услуг в адрес физических лиц иностранные организации продолжают исчислять НДС самостоятельно.

При этом если иностранный поставщик электронных услуг, состоящий на учете, оказывает также не электронные услуги, то обязанности налогового агента у российских покупателей по ним не возникает**. В то же время покупатель вправе самостоятельно уплатить НДС с таких услуг, что соответствует подходу, ранее изложенному в письмах ФНС России от 24.04.2019 [N СД-4-3/7937] и от 30.03.2022 [N СД-4-3/3807@]

Вопросы:

  1. Просим пояснить, распространяется ли действие п. 10.1 ст. 174.2 НК, а именно переход на уплату НДС налогового агента на электронные услуги, оказанной иностранной организации, которая уже стоит на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК с 01.01.2019? Т.к. не понятна формулировка, обозначенная в скобках нового п.10.1 ст. 174.2 НК.
  2. Просим прокомментировать разъяснение ФНС России в части уплаты НДС с прочих услуг (не являющихся электронными) , оказанных иностранной организацией, стоящей на учете, а именно, “Что обязанности налогового агента у российских покупателей по ним не возникает”. На наш взгляд, данная формулировка противоречит норме п. 2 ст.161 НК . на основании которой у российской компании возникает обязанность, а не право исполнения функции налогового агента. Тем более, что и до внесенных изменений 01.10.2022, обязанность самостоятельного исчисление и уплаты НДС иностранными организациями с прочих услуг законодательно закреплено не было, а следовало лишь из рекомендаций писем ФНС.
  3. В свете внесенных изменений в ст. 174.2 НК и разъяснений ФНС, может ли российская компания принять на себя обязанности налогового агента по уплате НДС со всех услуг (в т.ч. электронных), оказанных иностранной организацией, стоящей на учете в налоговом органе РФ в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК.
  4. Если российская организация с 01.10.22 оплачивает НДС в качестве налогового агента со всех услуг иностранной компании, данная иностранная компания обязана ли представлять отчетность в налоговый орган с 4 квартала 2022? Может ли иностранная компания сняться с учета в налоговом органе на основании внесенных изменений в ст.174.2, т.к. она оказывает услуги исключительно в секторе B2B?

Добрый день.

Ответ будет по частям.

  1. Я читаю п.10.1 так - если иностранная организация оказывает электронные услуг организациям и ИП, состоящим на учете в налоговых органах, то покупатель услуг будет налоговым агентом. Исключение - иностранные организации, состоящие на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83. Т.е. исключение не для иностранцев, которые услуги продают, а для тех, кто покупает. Таким образом, неважно, состоит на учете иностранная компания-продавец в российских налоговых органах, российские компании и ИП будут налоговыми агентами.
    В Консультанте+ несколько разъяснений с другими выводами, но я с ними не согласна. Официальных разъяснений именно этого вопроса нет. Однако моя позиция по сути подтверждается письмом № СД-4-3/10308@, хоть и косвенно.

Налоговое агентство возникает в случае, если продавец не состоит на учете в налоговых органах России. Это следует из формулировки пунктов 1 и 2 статьи 161 НК.

  1. Для целей пункта 1 настоящей статьи налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 5.2 настоящей статьи и пунктами 3 и 10.1 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

Так этот пункт будет выглядеть в редакции с 1 октября.

Читаем пункт 1

  1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами:

не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;

Поэтому, если иностранная компания состоит на учете в ФНС по п.4.6 ст.86 НК, она сама уплачивает свой НДС, кроме исключений, указанных в п.2. ст.161 НК. Потому что налоговое агентство в этом случае не предусмотрено.

3-4.
Если иностранная компания работает только в сфере В2В, то ей надо сняться с учета в российских налоговых органах, потому что у неё не будет обязанности тут стоять на учете. И тогда покупатели других, не электронных услуг, будут налоговыми агентами. До момента снятия с учета законных оснований для налогового агентства я в НК не вижу. Применять ли письма, которые не соответствуют нормам НК, решать вам.