Иностранная организация в рамках соответствующих договоров оказывает следующие услуги российским организациям (только в секторе B2B): электронные услуги (ICT); Консультационные услуги; Роялти за пользование торговой маркой.
С 01.01.2019 года , иностранная компания зарегистрировалась в российских налоговых органах для целей НДС, на основании п. 4.6 ст. 86 НК.
В связи с рекомендациями ФНС, иностранная организация самостоятельно исчисляла и уплачивала НДС не только по договору электронных услуг, но и по договорам консультационных услуг, лицензионным договорам (в части платежей за ТМ), и прочим услугам.
С 01.10.2022 вносятся изменения в ст. 174.2, п 10.1, а именно :
«10.1. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в [пункте 1] настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (**за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 , исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном
пунктами 1 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям ФНС России N СД-4-3/10308@ от 08.08.2022:
Если электронные услуги оказываются иностранными поставщиками в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, то с IV квартала 2022 года последние начнут уплачивать НДС в качестве налоговых агентов. При оказании электронных услуг в адрес физических лиц иностранные организации продолжают исчислять НДС самостоятельно.
При этом если иностранный поставщик электронных услуг, состоящий на учете, оказывает также не электронные услуги, то обязанности налогового агента у российских покупателей по ним не возникает**. В то же время покупатель вправе самостоятельно уплатить НДС с таких услуг, что соответствует подходу, ранее изложенному в письмах ФНС России от 24.04.2019 [N СД-4-3/7937] и от 30.03.2022 [N СД-4-3/3807@]
Вопросы:
- Просим пояснить, распространяется ли действие п. 10.1 ст. 174.2 НК, а именно переход на уплату НДС налогового агента на электронные услуги, оказанной иностранной организации, которая уже стоит на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК с 01.01.2019? Т.к. не понятна формулировка, обозначенная в скобках нового п.10.1 ст. 174.2 НК.
- Просим прокомментировать разъяснение ФНС России в части уплаты НДС с прочих услуг (не являющихся электронными) , оказанных иностранной организацией, стоящей на учете, а именно, “Что обязанности налогового агента у российских покупателей по ним не возникает”. На наш взгляд, данная формулировка противоречит норме п. 2 ст.161 НК . на основании которой у российской компании возникает обязанность, а не право исполнения функции налогового агента. Тем более, что и до внесенных изменений 01.10.2022, обязанность самостоятельного исчисление и уплаты НДС иностранными организациями с прочих услуг законодательно закреплено не было, а следовало лишь из рекомендаций писем ФНС.
- В свете внесенных изменений в ст. 174.2 НК и разъяснений ФНС, может ли российская компания принять на себя обязанности налогового агента по уплате НДС со всех услуг (в т.ч. электронных), оказанных иностранной организацией, стоящей на учете в налоговом органе РФ в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК.
- Если российская организация с 01.10.22 оплачивает НДС в качестве налогового агента со всех услуг иностранной компании, данная иностранная компания обязана ли представлять отчетность в налоговый орган с 4 квартала 2022? Может ли иностранная компания сняться с учета в налоговом органе на основании внесенных изменений в ст.174.2, т.к. она оказывает услуги исключительно в секторе B2B?