НДС при покупке программного обеспечения у организации из Армении

Организация из Армении продает программное обеспечение российской организации. Возникает ли в данном случае у российской организации обязанности налогового агента по НДС?

На сегодняшний день есть варианты в зависимости от формы приобретения прав на ПО.
С 1 января 2021 года передача исключительных прав на программы, не включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет, облагается НДС.
Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, признается услугой в электронной форме.
Место реализации услуг в электронной форме, поименованных в п. 1 ст. 174.2, определяется по месту нахождения их покупателя.
И при передаче прав на программное обеспечение иностранной организацией не в электронной форме местом реализации тоже признается территория РФ на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Т.е. если форма передачи не в электронной форме, то российский покупатель однозначно становится налоговым агентом по НДС.

Стоит обратить внимание на следующую информацию (Письмо Минфина России от 06.06.2022 N 03-07-08/53215):
На основании положений указанной статьи 174.2 Кодекса при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на эту иностранную организацию.
В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость российской организацией (индивидуальным предпринимателем) в качестве налогового агента при приобретении вышеуказанных услуг Кодексом не предусмотрено.
Одновременно сообщается, что при решении вопроса о применении налога на добавленную стоимость при приобретении у иностранных лиц услуг в электронной форме возможно руководствоваться письмом ФНС России от 30 марта 2022 г. N СД-4-3/3807@.

А в письме ФНС России от 30 марта 2022 г. N СД-4-3/3807@ написано:
Федеральная налоговая служба в связи с введением некоторыми странами в отношении Российской Федерации санкций, создающих для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, указанные в статье 174.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сложности при перечислении денежных средств со счетов иностранных банков на счета Федерального казначейства с целью уплаты НДС в Российской Федерации, сообщает следующее.
Российским организациям, индивидуальным предпринимателям, приобретающим указанные в статье 174.2 Кодекса услуги в электронной форме у иностранных организаций, а также иные облагаемые НДС в Российской Федерации услуги и товары, рекомендуется самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет Российской Федерации с учетом подхода, изложенного в письме ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937.
В случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме (реализации иных облагаемых НДС в Российской Федерации услуг и товаров, местом реализации которых признается территория Российской Федерации), покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по НДС, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)).
При этом ФНС России рекомендует покупателям, являющимся российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, проинформировать иностранные организации об исполнении таким покупателем функции налогового агента и самостоятельной уплате им НДС в бюджет Российской Федерации.
Указанная позиция согласована с Минфином России.

Кроме того, с 01 октября 2022 вступают в силу поправки в НК по статье 174.2
Из Письмо ФНС России от 08.08.2022 N СД-4-3/10308@:
На основании пункта 10.1 статьи 174.2 Кодекса (в редакции Федерального закона N 323-ФЗ) иностранные организации не производят исчисление и уплату НДС при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах (далее - покупатели). В таком случае НДС подлежит исчислению и уплате налоговым агентом - покупателем в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, за исключением реализации услуг через российского посредника, который исполняет обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 10 статьи 174.2 Кодексом.

1 лайк