Добрый день. Мы являемся строительной компанией. И у нас с одним крупным заказчиком возник спор.
Суть спора: Заказчик с 2021 года нам оплачивал авансы по работам согласно договора.
Примерно поступило авансов на 20 млн. рублей. На эти предоплаты нами были выданы счета-фактуры на аванс и налог НДС уплачен в бюджет. В августе 2022 года в адрес заказчика мы выставляем КС-3 на 11 771 555,17 в том числе НДС 1 961 925,86 рублей за строительно-монтажные работы.
Также в КС-3 есть ссылка на наш договор и указана сумма зачета аванса, 7 062 933,10 руб., и сумма гарантийных удержаний в сумме 588 577, 76.
В Итоге по этой КС-3 был выставлен счет на оплату на сумму 4 120 044,31 (11 771 555,17 минус 7 062 933,10 минус 588 577,76) И также к этой КС-3 выставлена счет-фактура на реализацию на сумму 11 771 555,17.
С заказчиком возник спор о сумме зачета авансовых платежей. Заказчик считает, что мы имеем право зачесть авансовые счета-фактуры только в сумме 7 062 933,10, так как это отражено в КС-3. Я считаю, что мы имеем право зачесть авансовые счета-фактуры на сумму выставленной счет-фактуры на реализацию в сумме 11 771 555,17. Так как ссылка в КС-3 за зачет аванса имеет отношение только к оплате за услуги, но не имеет отношения к налогу НДС.
Прошу дать пояснения по данной ситуации согласно Налогового кодекса. При необходимости могу предоставить КС-3 и иные документы.
Спасибо
Я так понимаю, у вас поэтапная сдача работ. А что в договоре написано про зачет авансов в счет выполненного этапа? Или как там прописаны условия сдачи работ и их оплаты?
Вот в условиях о сдачи работ нет упоминания о зачете авансов. Есть только в разделе % (Порядок расчетов):
5.1.2. Последующие промежуточные платежи осуществляются Подрядчиком
ежемесячно. Ежемесячные промежуточные платежи в счёт оплаты стоимости Работ за
отчетный месяц, производятся Подрядчиком в течение 20 (двадцати) рабочих дней с
даты подписания Подрядчиком Актов приёмки выполненных работ (по форме КС-2) и
Справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3) за вычетом:
5% (пять процентов) от суммы соответствующего платежа в счет Гарантийного
удержания (п. 5.4 Договора);
50% (пятьдесят процентов) от суммы соответствующего платежа в счет
погашения выплаченного аванса. Прекращение обязательств по оплаченному
авансовому платежу производится из суммы выплат по КС-3 до тех пор, пока
авансовый платеж не будет погашен полностью
5.9. Авансовый платеж предоставляется Подрядчику с целью закупки
Материалов и Оборудования для производства Работ. Субподрядчик не вправе
расходовать авансовый платеж на иные цели, включая проведение работ на других
объектах. Подрядчик вправе контролировать использование авансового платежа, а
Субподрядчик обязан обеспечить возможность такого контроля.
Субподрядчик обязан направлять сведения о заключенных договорах и о
произведенных оплатах, об исполнении заключенных договоров в течение 5 (Пяти)
рабочих дней с даты наступления соответствующего события.
5.10. Оплата стоимости дополнительных Работ производится в течение 15
(Пятнадцати) рабочих дней с даты получения Подрядчиком счета Субподрядчика,
выставленного после подписания Сторонами Справки о стоимости выполненных работ
и затрат по форме КС-3 и справки по форме КС-2 и на основании заключенного
Сторонами дополнительного соглашения и Расчета стоимости.
5.11. В течение 5 (пяти) календарных дней с даты приемки Подрядчиком Работ
по Договору в полном объеме Субподрядчик выставляет счет на оставшуюся
стоимость выполненных Работ в соответствии с п. 4.1 Договора, в котором однозначно
указывается Стоимость Работ за весь объем Работ по Договору, совокупная сумма
произведенных авансовых выплат и сумма причитающегося к выплате остатка
Стоимости Работ. В счете также должна быть указана причитающаяся сумма НДС,
начисленная на Стоимость Работ, причитающаяся сумма НДС, начисленная на
промежуточные выплаты, и причитающаяся сумма НДС, начисленная на
причитающийся к выплате остаток суммы Стоимости Работ3. Субподрядчик также
должен выставить счет-фактуру на уплату НДС с указанием Стоимости Работ за весь
объем Работ по Договору и причитающуюся сумму НДС, начисленную на Стоимость
Работ4.
В случае получения частичного аванса и последующей отгрузке нескольких партий (или выполнении нескольких этапов работ) поставщик при отгрузке принимает к вычету НДС, начисленный ранее с аванса, в размере налога, соответствующего сумме аванса, подлежащего зачету по этому этапу согласно условиям договора (абз. 1 п. 6 ст. 172 НК РФ). А НДС, принятый покупателем к вычету с перечисленного поставщику аванса, подлежит в той же сумме восстановлению. То есть суммы налога, которые поставщик принимает к вычету, а покупатель восстанавливает при частичной отгрузке, могут не совпадать с суммами, указанными в отгрузочном счете-фактуре на реализацию по конкретному этапу выполненных работ.
Надо отметить, что в конце фразы, приведенной в абз. 1 п. 6 ст. 172 НК РФ, стоит уточнение «(при наличии таких условий)». Однако эта фраза не вносить ясность в вопрос, можно ли в случае отсутствия порядка зачета авансов применить при отгрузке по этапу вычет авансового НДС в полном размере. А налоговики, как известно, склоны трактовать любую хоть сколько неоднозначную ситуацию в пользу бюджета, так что могут не согласиться с таким полным вычетом.
В п. 5.1.2 договора, выдержки из которого Вы привели, приведен алгоритм расчета промежуточных платежей (п. 5.1 договора). Последняя фраза этого пункта «Прекращение обязательств по оплаченному авансовому платежу производится из суммы выплат по КС-3 до тех пор, пока авансовый платеж не будет погашен полностью с учетом зачета предыдущих платежей» по сути говорит о порядке зачета авансов в счет выполненных этапов работ. О порядке доплаты по итогам выполненных работ говорит и пункт 5.11.
Надо полагать, что исходя из указанного в договоре порядка, рассчитана сумма доплаты по итогам выполненного этапа работ с зачетом перечисленного ранее аванса в сумме 7 062 933,10 руб.
И если с суммой доплаты по КС-3 с учетом зачета ранее полученного аванса Ваша компания согласна, то именно исходя из суммы данного зачета и следует на основании абз. 1 п. 6 ст. 172 НК РФ определять вычет НДС по выполненному этапу работ.
То есть счет-фактура на реализацию по этапу составляется на сумму 11 771 555,17 руб. А вычет авансового НДС можно при этом заявить в сумме 7 062 933,10 руб. Расчет налога, который компания заявляет к вычету, целесообразно показать в бухгалтерской справке и приложить к счету-фактуре.
Добрый день. Благодарю вас за ответ.
Тогда получается, что у нашей компании возникает двойное налогообложение. Ранее с авансов (14 млн. руб) нами уже был уплачен НДС с авансов. Если мы выставляя счет-фактуру на реализацию на 11 771 555,17 и зачитывая сумму авансов только на 7 062 933,10 — с суммы 4 708 622,07 мы опять должны заплатить НДС!! А также с суммы доплаты по счету опять же выставить авансовую счет-фактуру и заплатить НДС. Заплатив два раза НДС с одной и той же суммы, к вычету мы можем поставить только одну сумму!
На сколько я поняла, пункт 5 договора (Порядок расчетов) регулирует исключительно расчет промежуточных авансовых платежей по договору и порядок выставления КС-3. В КС-3 закрывается этап работ на сумму 11 771 555,17 и рассчитывается очередной промежуточных авансовый платеж.
И всё таки вопрос для меня остается не решен!!
Двойного налогообложения по НДС быть не должно.
НДС начисляется на полученные авансы. Но рано или поздно эти авансы закрываются реализацией. И тогда НДС начисляется на сумму реализации, при этом сумма налога, начисленного ранее с аванса, “закрытого” этой реализацией, берется к вычету.
Например, в 1 квартале получен аванс на 6000, включая НДС 1000. Начисляется НДС с аванса.
В третьем квартале проводится реализация на 15000, включая НДС. Начисляется НДС с реализации 3000. При этом налог, начисленный ранее с аванса (то есть 1000) берется к вычету. Итого в 3 квартале в бюджет пойдет 2000.
Так что в итоге в бюджет поступает именно сумма налога с реализации (3000), просто она распределена во времени.
А то, что после реализации будет какая-то доплата (в моем примере будет доплата 9000), на НДС никак не влияет.
Поэтому нужно чётко понимать (расписывать по графику платежей), когда приходит аванс, а когда поступившая сумма представляет собой доплату по реализации.
По Вашему договору обязательно должен быть плановый расчет (график) авансов и доплат по этапам, исходя из объемов работ ,принятых по КС 3. Тогда будет понятно, какая поступившая сумма действительно является авансом, а какая -доплата по выполненному объему работ. Хотя с точки зрения окончательного результата работ все эти суммы могут называться в договоре и счёте “промежуточные авансы.”
Хотелось бы именно на моем примере чтобы вы показали что нет двойного налогообложения.
Авансы получены в сумме 14 млн. рублей (НДС с авансов заплачен во 2 квартале) в 3 квартале выставлена счет-фактура на реализация в сумме 11 млн. (она же полностью попадает в книгу продаж? правда же) Согласно договора (и вашему выводу) мы в зачет авансов должны поставить только 7 млн. Т.Е. с 4 млн. мы опять в 3 квартале должны заплатить НДС? Я же не могу в книгу продаж поставить счет-фактуру частично на реализацию. Или каким образом мне не платить с них НДС?
По Вашему примеру получается такая картина (для упрощения берем округленные цифры в тысячах) :
В 1 квартале (или еще раньше) получен аванс на 20 000тыс.руб.
Начислен НДС 20 000 X 20 /120 = 3 333т.р.
В 3 квартале:
начисляется НДС с реализации
11 800 X 20 /120 = 1 967 т.р. (берем расчетную ставку НДС, поскольку Вы пишете, что НДС включен здесь в цену)
принимается к вычету НДС с аванса в части, подлежащей зачету по этому этапу работ: 7 100 X 20 /120 =1 183 т.р.
Таким образом, к перечислению в бюджет в 3 квартале 784 т.р.
С доплаты по этому этапу работ в сумме 11 800 - 7 100 = 4 700) НДС начислять не требуется, так как это доплата после реализации. А объект обложения НДС возникает только при получении аванса и при отгрузке.
В дальнейшем, когда будут приниматься работы по КС-3, точно так же будет отражаться реализация и засчитываться часть аванса.