Восстановление НДС с аванса

ООО на УСН. Мы подрядчики, выполняем электромонтажные работы. На днях пришло требование налоговой инспекции в адрес нашего заказчика, а том что заказчик не в полном объеме восстановил НДС с аванса в книге покупок.
Кратко суть, проводки:

  1. мы получили аванс от заказчика ,выдали ему с/ф на АВ и показали НДС к уплате с аванса в 1кв 2021 на 20% от 10 млн (аванс был 10млн). Заказчик естественно принял к вычету НДС с аванса выданного.
  2. в 1 квартале 2022 года мы с заказчиком подписали акт выполненных работ на 7 млн. Соответственно, показали НДС к уплате в книге продаж на 20% от 7 млн. Одновременно с этим мы восстановили НДС в книге покупок на ту же сумму.

Это было описание ситуации, А теперь главное:
Заказчик те же проводки не сделал! Т.е. НДС к вычету в аванса в 1 кв 21 он показал, НДС к вычету в книге покупок с прихода 7 млн он тоже показал, а вот восстанавливать НДС к уплате в книге продаж на сумму оказанных нами услуг не стал. Вот его объяснение:

  1. по договору предусмотрены гарантийные удержания в размере 5% от выполненных работ. Дословно в договоре прописано так: Заказчик УДЕРЖИВАЕТ 5 %… и не ОПЛАЧИВАЕТ их … до подписания итогового акта выполненных работ. А значит НДС в книге покупок нужно восстанавливать на сумму реализации, уменьшенную на 5%.
    Вопрос: правомерно ли это? И какое отношение гарантийные обязательства имеют к НДС?
  2. В договоре предусмотрено, что мы оплачиваем подрядчику ген.подрядные услуги. Эти услуги выставляются ежемесячно в период действия договора. Так же в договоре предусмотрено, что при подписании актов КС 2 и КС 3, выплаченный ранее аванс уменьшается на сумму ген.подрядных услуг. Т.е. аванс был 10 млн, мы выполнили работа на 7 млн., и ген.подрядные услуги составили 2 млн. Т.е. остаток аванса не 3 млн как мы отразили, а 1 млн. (10млн -7млн -2млн). Ни актов взаимозачета, ни актов оказанных услуг на ген.подрядные услуги мы не подписывали. Но Заказчик считает ,что формулировка в договоре о закрытии в первую очередь ген.подрядных услуг является основанием для проведения проводки на взаимозачет. А значит НДС ген.подрядных услуг мы также не имели права восстанавливать в книге покупок, когда в 1кв 22 отразили реализацию. Правомерны ли требования заказчика?

Если мы пойдем навстречу заказчику, то наш НДС к доплате составит 1,2 млн. Это немалая сумма. Хотелось бы добиться правды, о том как правильно.

P.S. когда мы озвучили эту ситуацию в налоговой инспекции, нам ответили, что налоговой все равно, какие проводки мы проведем, лишь наши книги покупок и книги продаж были зеркальными и не возникало расхождение.

Заранее спасибо за ответ. На Вас вся наша надежда.

Добрый день.

НДС в отношениях с Заказчиком.

Поскольку Ваша организация на УСН, налогоплательщиком НДС она не является. Если при этом Вы выставляете счета-фактуры с НДС, то всю сумму полученного от Заказчика НДС необходимо перечислить в бюджет и сдать декларацию по НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Оплата, полученная от покупателя, учитывается в доходах за вычетом НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ налоговая база по НДС формируется:

  • в день оплаты в счет предстоящей поставки товаров, работ, услуг, имущественных прав;

  • в день отгрузки (передачи) товаров, независимо от того, была ли предварительная оплата.

Поэтому если Ваша компания, будучи на УСН, в добровольном порядке выставляет счета-фактуры с НДС, то при получении аванса Вы начислили НДС с полученного аванса в сумме 10 млн.руб. (сумма НДС 1666,67 млн. руб.), а Заказчик принял эту сумму к вычету на основании полученного счета-фактуры.

Исходя из норм Гражданского кодекса (п. 4 ст. 720 ГК), Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу, а при обнаружении недостатков немедленно заявить об этом подрядчику. При выполнении работ НДС необходимо начислить на дату, когда работы приняты Заказчиком. Тот факт, что работы выполнены, подтверждает акт, подписанный Заказчиком (письма Минфина России от 14.02.2022 № 03-07-09/9894, от 07.03.2019 N 03-07-14/14948, от 13.10.2016 № 03-07-11/59833, от 03.12.2015 N 03-03-06/70541).

В отношении НДС применяется метод начисления, следовательно последующая оплата принятых работ для начисления НДС не имеет никакого значения. Если работа принята, то НДС должен быть начислен Исполнителем (и соответственно может быть принят к вычету Заказчиком), даже если не было ни копейки предварительной оплаты. Поэтому то, что Заказчик удерживает 5 % до подписания итогового акта сказывается только на денежных расчетах. Если акт подписан на 7 млн.руб. , значит, реализация работ признана на эту сумму со всеми последствиями для НДС.

Сумма НДС, начисленная поставщиком с авансов, полученных в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), принимается им к вычету на дату отгрузки предоплаченных товаров (оказания услуг, выполнения работ) (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). При выполнении нескольких этапов работ в счет полученного аванса поставщик при отгрузке принимает к вычету НДС, начисленный ранее с аванса, в размере налога, соответствующего сумме аванса, подлежащего зачету по этому этапу согласно условиям договора. А НДС, принятый покупателем к вычету с перечисленного поставщику аванса, подлежит в той же сумме восстановлению. Поэтому если Заказчик подписал в 1 квартале 2022г. акт выполненных работ на 7 млн.руб., включая НДС, то на дату подписания акта:

Исполнитель (то есть Ваша компания) должен (п. 1 ст. 167, п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ):

А) составить счет-фактуру на 7 млн.руб., включая НДС (сумма НДС 1166,67 млн. руб.) и начислить эту сумму налога (зарегистрировать счет-фактуру в Книге продаж);

Б) принять к вычету НДС в сумме 1166,67 млн. руб. с полученного ранее аванса.

Заказчик должен (п. 1, п. 3 ст. 170, п.2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ)

А) принять к вычету НДС в сумме 1166,67 млн. руб. с оприходованных (принятых по акту) работ (зарегистрировать счет-фактуру на 7 млн.руб, включая НДС, в Книге покупок);

Б) восстановить НДС в сумме 1166,67 млн. руб., принятый ранее к вычету с перечисленного аванса.

То есть суммы вычетов и восстановления у Заказчика и Исполнителя, которые являются налогоплательщиками НДС, всегда абсолютно симметричны (конечно, при выполнении всех прочих условий, установленных Налоговым кодексом, то есть при наличии счетов-фактур и приобретении товаров, работ, услуг для деятельности, облагаемой НДС и не освобожденной от налогообложения).

НДС в отношениях с Подрядчиком.

Поскольку Ваша организация на УСН, налогоплательщиком НДС она не является. Поэтому права на вычет «входящего» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам у Вашей компании нет: такие вычеты НДС установлены Налоговым кодексом только для плательщиков НДС (письма Минфина России от 11.01.2018 N 03-07-14/328, от 23.03.2007 № 03-07-11/68). Даже если подрядчик выставляет Вашей компании НДС по подрядным услугам, принять эту сумму к вычету Вы не вправе.

Поэтому вторую часть Вашего вопроса пока не поняла. Уточните ее, пожалуйстаP.S. когда мы озвучили эту ситуацию в налоговой инспекции, нам ответили, что налоговой все равно, какие проводки мы проведем, лишь наши книги покупок и книги продаж были зеркальными и не возникало расхождение.
[/quote]

1 симпатия

Я допустила грубейшую ошибку!!! Прошу прощения.
Мы на ОСНО!

По гарантийным удержаниям я все поняла. Спасибо большое.

Поясняю вторую часть вопроса.
Цитата договора:

Руководствуясь вышеуказанной нормой договора, Генподрядчик (Заказчик) считает, что мы не имели права восстанавливать НДС в книге покупок на всю сумму реализации.

Т.е. по нашему мнению проводки относительно НДС должны быть следующие:
Д 76.АВ К68.02 - отражен НДС к уплате с полученного аванса 20% от 10 млн
Д19 К60 - получены ген.подрядные услуги от Заказчика 20% от 2 млн
Д 90.03 К 68.02 - отражен НДС к уплате с проведенной релизации 20% от 7 млн
Д 68.02 К 76. АВ - восстановен авасновый НДС в книге покупок 20% от 7 млн

С последеней проводкой Генподрядчик (Заказчик) не согласен. И считает, что мы должны были сделать проводку так:
Д68.02 К 76.АВ на сумму НДС с релиализации 20% от 7 млн, уменьшенной на сумму генподрядных услуг 20% от 2 млн.

Смогли объяснить Генподрядчику, что его требования абсурдны )))

1 симпатия