Недостоверность юр.адреса

добрый день! получили 24.01 уведомление из регистрирующей налоговой о необходимости представления достоверных сведений, установлена недостоверность юр.адреса.
ООО находится в процессе исключения из егрюл, по заявлению по процедуре упрощенной ликвидации, принято решение налоговой о предстоящем исключении от 04.12.2023.
С налоговой переговорили, говорят, что территориальная налоговая передала им сведения, а те получили возможно информацию от арендодателя. Арендодатель говорит, что подает какие-то реестры в налоговую об адресах, что в декабре подавал на наш адрес, что он свободен, но где-то он видит, что документ не принят налоговой.

вопросы:

  1. что за отчеты сдают арендодатели в налоговую по адресам? можно ли сдать корректировку этого отчета? или как-то указать, что он ошибочно сдан

  2. если нам пришло такое уведомление о недостоверности, а в выписке из егрюл нет информации, значит можно успеть им подтвердить адрес, чтобы не внесли отметку в реестр? какая вообще процедура по недостоверности адреса?

  3. что сейчас нужно сделать, чтобы подтвердить адрес? договор аренды был заключен на 11 месяцев в 2022 году, письменно не продлевался, но фактически аренда была. Только в декабре устно отказались, вот видимо арендодатель и подал какую-то информацию в налоговую. Сейчас адрес свободен, он нам готов его вернуть

Приветствуем вас, Яна!

Процедура по закону

В Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп. “в” п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее - Закон № 129-ФЗ)).

В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Приложения № 1 к Приказу ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@).

В случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ (пп. “б” п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Юридическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение 6 месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

В случае принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись (п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (журнал “Вестник государственной регистрации”), в течение 3 дней с момента принятия такого решения.

По общему правилу одновременно с решением должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения с указанием адреса, по которому они могут быть направлены. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем публикации решения, на официальном сайте ФНС России размещаются сведения о предстоящем исключении.

Указанные выше возражения могут быть направлены в регистрирующий орган недействующим юридическим лицом, кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Срок представления возражений с приложением подтверждающих документов - не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Они могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлены непосредственно, направлены в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (п. 6 ст. 9, п. п. 3, 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, п. п. 1, 3 Приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@, разд. II Приложения № 2 к указанному Приказу, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (далее - Положение)).

При устранении юридическим лицом обстоятельств, которые послужили основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении, регистрирующий орган не исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

Если возражения не представлены в установленный срок, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).

Таким образом, юридическое лицо вправе в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения его из ЕГРЮЛ представить в регистрирующий орган соответствующие возражения, которые являются основанием для прекращения процедуры исключения из ЕГРЮЛ.

Организация имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной
регистрации, если, по ее мнению, такое решение нарушает ее права (п. 1 ст. 25.1 Закона N 129-ФЗ).

Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в ФНС России путем подачи жалобы в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, и (или) обжаловано в судебном порядке (п. 1 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ, п. 1 Положения).
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации в общем случае может быть обжаловано в суд и (или) в ФНС России только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган (абз. 2 п. 1 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ).
Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в ФНС России и (или) в суд. Решение, принятое ФНС России, обжалуется в судебном порядке (п. 2 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).

Арендодатель

Обычно у них ФНС запршивают разеую инфомацию и в разной форме, это обычно закрытая информация.

Вам, конечно, нужно иметь действующий договор аренду и незамедлительно напрвить его копию в ФНС. Обычно помогает также письмо от арендодателя о том, что вы действтельно находитесь там.

Нужно или допонлнительное соглашение подписать о продлении срока, причем срочно, либо внести в договор аренды пункт об автоматическом продлении на тот же срок, это не приводит к тому, что нужно регистрировать договор аренды в Росреесре.

Скорей всего аендодатель и написал, что нет договора, он не может без документов написать, что вы арендуете. Нужно вовремя оформлять отношения.

Проверка адреса по БД ФИАС

У ФНС есть своя база данных (БД) об аресах, это Федеральная инфомационная адресная система (ФИАС), по адресу, указзаному ниже, вы можете проверить свой адрес, если там не будет нужно удочнить у собственника, иногда пробелма в этом:

https://fias.nalog.ru/Search/Extended

Добрый день! Уточнение. Договор был заключен от 27.08.2022 на 11 месяцев, т.е. получается, истек 27.07.2023. Нам нужно соглашение о продлении сделать хотя бы от 28.07.2023? на что-то это может повлиять? или только текущей датой оформить можно?

и вопрос по уточнению тех сведений, что арендодатель передал в налоговую. Можно ли как-то их исправить/сообщить в налоговую, что ошибочно поданы? И нужно ли?

Приветствуем вас, Яна!

В ответ на ваш вопрос, можно сделать соглашение от текущей даты. Важно учитывать пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса РФ, который позволяет установить, что условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора.

Также есть ёще простой вариант, который заключается во включении в договор пункта или пунктов о том, что договор автоматически продлевается на 11 месяцев, если до окончания срока ни одна сторона не направит уведомление о расторжении или отказе от продления договора. При этом условия досрочного расторжения останутся в силе.

Автоматическое продление является удобным вариантом, так как не требует дополнительной регистрации, и имеет поддержку в судебной практике.

в первой редакции договора такого пункта об автоматическом продлении не было. Можно ли сделать дополнительное соглашение о внесении изменений в договор и прописать в нем этот пункт? И от какой даты правильнее сделать это соглашение?

  1. Конечно, можно заключить дополнительное соглашение, чтобы внести соответствующие пункты в договор аренды. Необходимо внимательно изучить разделы, регулирующие сроки договора аренды, так как они могут находиться в различных частях договора. Поэтому следует отметить, что это может потребовать нескольких пунктов, а не только одного.

  2. Как уже упоминалось ранее, возможно использовать текущую дату и распространить действие правовых отношений новух пунктов в допсоглашении на прошлое (см. п. 2 ст. 425 ГК РФ), например, установив, что дополнительные пункты соглашения вступают в силу с даты заключения основного договора или, в вашем случае, с 28.07.2023.

Относительно того, что будет более правильным, здесь может не быть единого мнения. Например, чтобы избежать создания документов “задним числом”, рекомендуется подписать и распространить действие на прошлое. Если использовать заднее число, могут возникнуть вопросы у других сторон (и/или ФНС, Росреестра и т.д.), почему вы не предоставили документ ранее, или могут “появится” другие документы, копии, подтверждающие отсутствие данного пункта (пуктов) в договоре аренды, соглашении и т.д. Таким образом, риски возрастают при использовании документов “задним числом”.

то есть оптимальный вариант - делаем доп.соглашение об изменении договора - включаем в него пункт об автомат.пролонгации + закрепляем, что его действие распространяется на прошлые отношения. И тогда, получается, у ООО не будет периодов, когда не было действующего договора аренды и юр.адреса.

еще вот этот вопрос, остался без ответа. Или это не важно, если мы подпишем соглашение как выше описано + арендодатель даст гарантийное письмо, что ооо находится по адресу?

Возможно.

Да, так можно делать, мы об этом уже выше написали. Если вы так считаете, то да, хорошо. Только вам нужно иметь в виду, что это ваша интерпретация, у других людей могут быть другие интерпретации. Какие они будут не изветсно никому заведомо Нам кажется, что нужно исходить из документов.

В этом плане в дополнительном соглашении можно указать, что вы все время арендовали фактически и исполняли все свои обязательства.

Ну если арендодатель такое направит, будет хорошо, т.е. не хуже, но смысла особого в этом нет, т.к. вы итак им передадите дополнительное соглашение, в котором будет подпись и печать арендодателя.

Тут вопрос об арендодателе, вы его же не контролируете? Т.е. что он там и кому передает или о чем думает, мы достоверно не знаем.

Мы знаем одно, что нам срочно нужно в ФНС предоставить подписанные документы, если будет еще и гарантийное письмо - это замечательно.

Однако, закон этого напрямую не требует, просто вот такая сложилась, к сожалению, практика.

добрый день! Александр, вынуждена вернуться к своему вопросу. Начали оформлять доп.соглашение к договору аренды в соответствии с вашими рекомендациями и обнаружили, что изначально договор аренды был заключен не с ООО, по которому сейчас нужно подтвердить юр.адрес, а с физическим лицом - его единственным учредителем-ген.директором. ООО вообще нигде в договоре не упоминается. Как быть в таком ситуации?

Получается у вас нет договора с собственником? А вы при этом платили ООО или физлицу лично?

Тут несколько варианта:

  1. Заключать новой договор аренды с ООО с дата фактических отношений.
  2. Ген.директор, как физическое лицо, подписывает с ООО соглашение о цессии (уступке прав требований) и уведомляет должника, т.е. арендатора. Это можно даже письмом оформить, конечно, должны сделать это юристы…
  3. Подписать “дополнительное соглашение”, но оно будет одновременно и цессией и признанием формальных отношений с ООО за прошлое и имзмением в текст договора относительно сроков (об автомтическом продлении).

Арендодатели должны вам идти на встречу, т.к. вы им можете вообще убытки выставить и потребовать все суммы назад и компесации в случае налоговых последствий.

договор есть такой: ИП-арендодатель (причем обнаружила, что этот ИП не собственник, собственник прописан отдельно в договоре, видимо это муж арендодателя) сдает в аренду помещение физ.лицу. Это физ.лицо явл-ся учредителем-директором ООО, но в договоре это нигде не фигурирует. Рассчитывался он с ними наличкой или переводом с личной карты, не знаю точно, официально по ООО эти платежи не проходили.

по 2 варианту - об уступке каких прав идет речь? почему должник арендодатель?
по 3 варианту - доп.соглашение к договору с физ.лицом? каким образом туда ООО включить?

может ли быть такой вариант: физ.лицо-учредитель снимает помещение от своего имени и безвозмездно сдает его своему ООО?

А какие-то документы есть, с кем и как и главное сколько расчитывались?

На самом деле у вас это будет трехстронее соглашение, где вот “ненастощий” арендодатель обяжется все задолженности, в том числе, по аренде, которые могли возникнуть закрыть, передать документы.

Это, конечно, больше документ цессии, но чтобы не вызывать ненужные инетересы этот документ можно назвать “дополнительным соглашением”. Дело в том, что с точки зрения ГК РФ название документа играет маленькую роль, иногда никакую, главное, что в предмете договора (соглашения) и в его условиях.

Да, там правильно арендатор, мы исправили (большое спасибо вам!), но по-большому счету там вообще сложней, т.к. все стороны и должники и кредиторы, поэтому мы часто видим в соглшениях цессии “Сторона-1” и т.д. Но тут вы правы, лучше указывать арендатор, тем более, что это ваша сторона.

Александр, если честно, все эти варианты излишне сложны. У арендодателя нет к нам никаких вопросов, нам сейчас нужно формально отчитаться перед налоговой, подтвердить наш юр.адрес.

может ли быть такой вариант: физ.лицо-учредитель снимает помещение от своего имени и безвозмездно сдает его своему ООО?

или самое простое по вашему первому варианту -заключить договор на ООО с арендодателем? текущим числом с ретро-ссылкой?

Для нас, экспертов, все варианты одинаково сложны и просты, иначе мы бы их не предлагали вам, более того, такие ситуации встречались на практике и так они решались. Экспертам очень важно предлагать рабочие ответы, чтобы их можно было бы реализовывать.

Чтобы мы (вы и эксперты клерка) тут не писали, сложно оценить ситуацию по всем параметрам, коих сотни. Это можно только на месте, поскольку ситуация неидельная, мягко говоря, и кроме аренды могут задать вопросы кто и как там получал доходы, что с НДФЛ, НДС, и как применялось ККТ, то тут, конечно, как нам кажется, что 3 вариант будут самым мягким и менее всего подозрительным с точки зреняи ФНС. Нельзя сказать, что они не попросят пояснения, но его также можно вполне подготовить, если собрать всю информацию.

Первый же вариант, тоже нормальный, он более прямой, но его нужно точно будет обосновывать и доказывать вашим юристам и бухгатерам в ФНС. На месте ФНС, мы конечно, тут же “поинтересовались”.

Безвозмездность между взаимозависимыми лицами (ст. 105.1 НК РФ) после отмены льгот по материалоьной выгоде с 2024 г.по НДФЛ достаточно рискованна, сейчас любые безвозмездны или бесплатные решения под особым контролем в ФНС. И опять, какую тут брать арендную плату, оценщик по прошлым периодам должен смотреть, как менялась аренда, это намного сложней, чем п. 3.

Нам кажется, что варианты кажутся сложными, т.к. тут нужен “юридический взгляд”. Конечно, не хочется, ошибаться, но нам кажется, что любой студент юрфака очень быстро все три варианта может сделать.

Почему мы пишем тут слово “сделать”, тут не просто нужна вот одна “бумажка”. Потребуется сопровождение, всем участникам потребуется рассказать, чтобы их руководители юристы и бухгалтера одинаково понимали, посылали в ФНС одинаковое письма и информацию, чтобы вот их допросили, не было бы разницы, на которой можно “играть”.

Кроме того, вопрос, кто и сколько куда там платил нельзя сбросить со счетов, дело в том, что срок давности 3 года никто не отменял, ФНС после любого письма и информации по объекту, думаем, станет задвать этот вопрос и другие вопросы. Лучше сейчас самим подготовить всем ответы, т.е. вас, возможно, будут допрашивать всех отдельно в ФНС и, возможно, в полиции, если не в СК РФ. Конечно, этого очень не хотелось бы, но готовиться нужно и быть ко всем вариантам и рискам.

Александр, спасибо вам за ответы, понимаю, что изначально всё оформлено было неправильно. Вроде такой простой вопрос, неужели действительно с таким могут вплоть до допросов “пристать”?
Может нам вообще не лезть в прошлые периоды, а просто составить договор между ООО и арендодателем текущей датой? налоговой же важно на текущий момент подтвердить юр.адрес? или они все периоды с регистрации проверять пойдут?