Добрый вечер.
- По мнению Минфина, если налогоплательщик оформил отказ от дивидендов, это означает, что он их получил, ведь только в таком случае он вправе ими распорядиться, в том числе отказаться в чью-либо пользу. (Письмо Минфина России от 31.08.2021 N 03-04-05/70305). То же самое и с неполученной действительной долей.
Налог исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату фактической выплаты этого дохода. Для дохода участника в виде действительной стоимости доли, от которой он письменно отказался, датой выплаты будет являться дата получения обществом такого отказа.
Если у общества нет возможности удержать налог, то оно должно в отчетности показать неудержанный НДФЛ, в частности, в справке о доходах физлица, включаемой в годовой расчет 6-НДФЛ. Уведомление на уплату НДФЛ физлицу пришлет налоговая и оно должно будет уплатить налог до 1 декабря.
Но есть мнение, что НДФЛ нет. Потому что доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме (п.1 ст. 41 НК РФ). Участнику же ничего не выплачивается и не передается. Соответственно, никакой выгоды при отказе от получения денег у него не появляется. Но такая точка зрения может привести к спорам с налоговиками.
- В случае выхода участника ООО из общества его доля (в размере действительной стоимости), перешедшая к обществу на основании безвозмездной уступки, в целях налогообложения рассматривается в качестве безвозмездно полученного имущественного права и учитывается в составе внереализационных доходов общества. См. Письма ФНС РФ от 01.07.2010 N ШС-37-3/5674, Минфина РФ от 17.08.2010 N 03-03-06/1/553.
Если исходить из текста закона УР, то внереализационные доходы не включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) для расчета доли доходов от реализации. Косвенное подтверждение тому есть в письме
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные, в частности, в статье 251 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Пунктом 4 статьи 250 НК РФ предусмотрено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик включает доходы в виде арендных платежей в состав выручки от реализации услуг в соответствии со статьей 249 НК РФ в том случае, если деятельность по предоставлению имущества в аренду является основным видом деятельности налогоплательщика и осуществляется им на систематической основе. В иных случаях доходы в виде арендных платежей являются внереализационными доходами, которые не включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) для расчета доли доходов от реализации.
Письмо УФНС России по Удмуртской Республике от 24.11.2021 № 02-2-04/21035@.
Таким образом, внереализационный доход не включается в общий объем доходов для определения права на ставку 5%.