Здравствуйте! ИП подал уточненную декларацию по УСН 10.07.23г., 12.10.23г. от ФНС пришло требование о представлении пояснений в соответствии с абз.1 п.3 ст.88 в ходе проявления камеральной проверки, по вопросу несоответствия выручки по выпискам банка и указанным в декларации, также просят предоставить КУДИР и еще перечень первичных документов.
Правомерен ли запрос документов в данном случае? И правомерно ли само требование? Т.к. 3 месяца с момента подачи декларации уже истекли, а решения о продлении камеральной проверки не было.
Приветствуем вас!
Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 Налогового кодекса РФ).
При проведении камеральной проверки налоговый орган может обнаружить противоречия между сведениями, которые содержатся в представленных документах. В такой ситуации налоговый орган должен сообщить о них налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ, п. п. 2.2, 2.5 Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О).
По выявленным ошибкам, противоречиям и несоответствиям инспекция вправе требовать у налогоплательщика пояснения или внесения исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ИП обязан представлять в налоговый орган книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций по его запросу. Истребовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты, налоговая инспекция вправе в рамках проводимой в отношении налогоплательщика камеральной или выездной налоговой проверки (пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 88, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ).
При этом перечень случаев истребования документов в рамках камеральной проверки ограничен, в частности случаем, когда НК РФ предусмотрено представление документов вместе с налоговой декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако оснований для истребования КУДИР в рамках камеральной проверки декларации по НДФЛ ни ст. 88 НК РФ, ни нормы гл. 23 НК РФ не содержат.
В свою очередь, налогоплательщик обязан исполнять законные требования налогового органа (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Форма требования о представлении пояснений приведена в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, в котором в том числе должны быть указаны причины его направления. Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, подобное требование лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ.
При этом налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Право ИФНС России при проведении камеральной проверки требовать от налогоплательщика представления документов в п. 3 ст. 88 НК РФ не предусмотрено.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, положения п. п. 3 и 4 ст. 88 НК РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика при проведении камеральной проверки декларации представлять какие-либо конкретные документы по запросу налогового органа.
Если налогоплательщик не воспользовался своим правом, закрепленным в п. 4 ст. 88 НК РФ, на представление дополнительно к пояснению выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иных документов, то это не должно повлечь за собой никаких негативных последствий, поскольку ответственность за отказ налогоплательщика от реализации своего права налоговым законодательством не установлена, что подтверждается судебной практикой (например, Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 № 19АП-4510/2020 по делу № А36-2872/2020).
Как рекомендует ФНС России в п. 5 Приложения к Письму от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395, если после проверки налогоплательщиком корректности заполнения декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений. При этом он вправе, в соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ, дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Таким образом, с целью исключения спора с налоговыми органами ИП, получивший требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе камеральной проверки декларации 3-НДФЛ, и требование представить согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ КУДИР и выписку по форме налогового органа, может самостоятельно еще раз проверить декларацию и по результатам направить в произвольной форме пояснения с указанием обнаруженных или необнаруженных ошибок.
Представлять указанные в требовании документы ИП не обязан.
Также можно учесть и то, что если в ходе камеральной проверки налоговой декларации будут выявлены различного рода ошибки, противоречия и несоответствия имевшимся у налогового органа сведениям, налоговый орган сообщит об этом налогоплательщику и потребует от него соответствующих пояснений или внесения исправления в установленный законом срок (абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.08.2021 № 03-02-11/69771). Отреагировать на такое требование (о чем сказано в этой же норме) нужно в течение пяти дней.
Аналогичный подход применяется при «камералке» на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Данные действия налогового органа являются не только правом, но и обязательной процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки, на что указывают высшие судьи.
Например, из Определения КС РФ от 12.07.2006 № 267-О следует: полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При выявлении налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов (тем более обнаружения признаков налогового правонарушения) обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Пунктом 3 ст. 88 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа при обнаружении ошибки в представленных налогоплательщиком документах поставить его в известность для исправления (Определение ВАС РФ от 30.11.2007 № 15699/07).
Таким образом, п. 3 ст. 88 НК РФ установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику требование о представлении пояснений.
Требование направляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО вместе с перечнем операций, отраженных налогоплательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации, по которым установлены расхождения. По каждой записи при этом налоговики укажут (справочно) код возможной ошибки.
Спасибо! А сроки выставления требования правомерны? Т.к. 3 месяца истекли с момента подачи декларации
Уточненной декларации?
Да
Если сумма налогов уменьшалась, лучше ответить, дав пояснения, т.к. впоследствии могут быть напрвлены дргугие запросы, т.е. мероприятия налогового контроля без проверок. Можете так и написать, что сроки истекли, не указаны конкретные ошибки или противоречия, но вы всмете с тем поясняете конкретику.
Сумма налогов не уменьшалась в уточненной декларации.
Отлично, вам можно формально ответить, если что-то не так, то можно подать жалобу, как это делается подробно описано в нашей статье:
Спасибо!