Применение ФСБУ 25/2018 по бессрочным договорам у арендатора

Насколько законна возможность не применения ФСБУ 25/2018 по бессрочным договорам у арендатора ( пп.1 п.5 ФСБУ) при том, что договор стал бессрочным давно, в 2013г.

1 лайк

Добрый день.

Скорее всего, то, что Вы называете “бессрочным” договором, это с точки зрения ГК РФ договор, заключенный на неопределенный срок (ст. 410 ГК РФ).
Формально при отсутствии в договоре аренды установленного срока он не попадает под ФСБУ 25/2018. Но применять этот стандарт нужно не по формальным срокам, указанным (или не указанным) в договоре, а с учетом возможностей и намерения сторон продолжать арендовать (сдавать в аренду) этот объект или расторгнуть договор. Потому что по нормам ГК договор аренды, заключенный на неопределенный срок, может быть расторгнуть по инициативе любой из сторон, достаточно только уведомить об этом вторую сторону: при аренде недвижимости - за 3 месяца, при аренде движимого имущества - за 2 месяца.
Поэтому в отношении таких договоров применять ФСБУ 25/2018 нужно.
Какой установить срок для первоначальной оценки обязательства по аренде и ППА решает сама организация.
Можно, например, заложить для первоначального расчета ближайший горизонт планирования - 3 года или 5 лет. Тогда в случае продолжения аренды по истечении этого срока придется корректировать ППА и обязательство. Можно сразу поставить 10, 15 или 20 лет. Эти цифры я пишу, просто чтобы подчеркнуть, что срок можно установить любой, это оценочное значение, решение самой организации.

А если я решу, что аренда на 100 лет и увеличу итоги баланса таким образом на миллиарды рублей?
Ведь это же абсурд!!!
Кто дал право бухгалтеру решать такие вопросы?
и зачем?
Какими документами я должна оформить это своё оценочное решение?

Каким документом понятно - бух. справкой. И да , получается это элемент манипулирования данными. Я правда не просчитывала еще насколько будет разбег при разных сроках. Постараюсь посчитать ( мне все равно нужно))), отвечу в теме

Минфин действительно ответил , но совершенно на другой вопрос, кстати, что не должна форма над содержанием превуалировать. А далее получается начинается народное творчество)))

Решает не бухгалтер, а комиссия, которую должен создать и утвердить Директор компании! Комиссия определяет предположительный срок аренды, оформляет решение и передает его бухгалтеру, после чего он может рассчитать ППА

Видимо в данном случае оптимальнее всего будет принять решение о сроке до конца года
и потом каждый год принимать решение на следующий год с 1 января по 31 декабря…
Тогда получиться, что в любом случае к балансу выйдем “вноль”, а что там внутри года уже пойди докажи, что бухгалтерия не права… :thinking:

Решение принимает, конечно, не бухгалтер. Решение принимает комиссия организации, утверждает руководитель. Кто входит в комиссию - тоже решение организации, но очевидно, что должны участвовать в принятии решения те лица, которые занимаются перспективами развития. Срок аренды - оценочное значение. И он может пересматриваться с учетом изменений в ситуации и в деятельности организации.
А бухгалтер на основании утвержденного решения только проводит все необходимые расчеты и отражает операции в бухучете.