Протокол ИФНС по итогам заседания рабочей группы

Добрый день!
В течении 2022 года ИФНС в рамках требований запрашивала у организации все документы по работе с самозанятыми за 2020-2022 годы - договоры, доп. соглашения к ним, акты выполненных работ, требовала пояснений, что она усматривает при работе с самозанятыми признаки трудовых отношений. Организация все документы предоставляла, также предоставляла пояснения, что не согласна с мнением ИФНС - выплаты самозанятым регулярные, но трудовому распорядку они не подчиняются, выплаты производятся на основании актов выполненных работ совсем с другой периодичностью, самозанятые выполняют работы с использованием своего оборудования, инструментов. Также были запрошены документы по заработной плате - штатные расписания, табели учета рабочего времени, трудовые договоры, расчетные ведомости. Надо сказать, что должностей самозанятых никогда не было в штатном расписании и они никогда не были работниками организации. Кроме того, были запрошены пояснения по поводу налогооблагаемой базы УСН за 2019-2021 годы (доходы минус расходы, но их интересовали не расходы, а полное отражение доходов).
В итоге после сбора всех этих пояснений и документов директора вызвали на комиссию, по итогам которой был составлен Протокол. В нем есть пункт 1 - он касается определения налогооблагаемой базы УСН расчетным методом. Организации на основании средней стоимости оказываемых услуг и кол-ва заказчиков был “вменен” недоотраженный доход и предложено доплатить УСН и пени за 2019-2021 годы до расчетного метода путем подачи уточненных деклараций в течении ближайших двух недель.
По пункту 2 ИФНС расчетным методом (метод расчета не уточняется) посчитала кол-во необходимых организации работников за 2019-2022 года и посчитала расчетным методом ФОТ исходя из среднеотраслевой зп (даже не исходя из МРОТ). Также в этом пункте есть подпункт про самозанятых, что все они не самозанятые и опять сделан расчет по начислению им взносов и НДФЛ. Потом в конце просуммированы взносы и НДФЛ по работникам (исходя из их расчетного кол-ва и среднеотраслевой зп) и взносы по НДФЛ по самозанятым. Всё это также организации предложено заплатить до середины декабря и подать уточненные расчеты по НДФЛ и взносам за 2019-2022 годы.
По пункту 1 директор решил не спорить, хотя доходов этих и не было.
По пункту 2 не согласны. Какие наши действия должны быть?
Составить возражения на протокол?
Даже мыслей нет, что написать на это можно…

Приветствую вас, Юлия!

Каков статус этой рабочей группы? Они же не просто так рекомендуют вам, т.к. у них них нет полномочий на такие решения. У вас проводились камеральные и/или выездные налоговые проверки? Если нет, то эта комиссия или группа - лишь психологический фактор. На какие статьи НК РФ они ссылаются при расчетах? Это все можно и НУЖНО перепроверить. Мы бы просто так ни с чем не соглашались с предложением ФНС, тем более, скорей всего, это неофициальное решение.

Протокол мы можем с вами оставить вдвоём и тоже будет документ, но это не значит, что с выводами в нем нужно соглашаться.

Думаю, что имеет смысл писать возражения по всем пунктам и представлять их письменно, собирайте как можно больше доказательств, в том числе, что например самозанятые работали не только у вас, но имели и другие клиентов и т.п.

Если по результатам будет вынесено решение не в вашу пользу, то вы можете обжаловать его в региональном управлении ФНС. Такую жалобу (называется она апелляционная жалоба) точно нужно писать, т.к. сейчас местное отделение ФНС обязана предпринять меры, т.к. апелляционная жалоба в региональную ФНС подается через местную ФНС, та должна в 3-дневный срок провести проверки и часто на практике они отменяют незаконные решения. И далее жалоба уходит в региональную ФНС. там рассматривается и только после этого она вступает в силу.

Апелляционная жалоба в региональную ФНС должна быть подана в течение месяца с момента вынесения решения.

Только после рассмотрения апелляционной жалобы можно обратиться в арбитражный суд

Обращаю внимание на то, что лучше на месте обратиться к юристу (аудитору), который специализируется на налоговых спорах. Нами через форум )публично) сложно анализировать документы, а без этого дать качественную юридическую консультацию нельзя, поэтому мы приводим общие положения закона и практическую практику.

1 лайк

Здравствуйте, Александр.
В течение года документы запрашивались по п. 2 ст. 93.1 НК РФ (вне рамок налоговых проверок). Камеральных/выездных проверок не было.
В том-то и дело, что по тексту Протокола нет ни одной ссылки ни на одну статью НК, нет никакого объяснения исходя из каких таких соображений было посчитано необходимое организации по их мнению количество работников. Просто “Исходя из объема оказанных услуг и расчетного метода численность работников должна была составлять…”
Я вчера составила уже примерный ответ на протокол, сегодня передали его юристу, чтобы он его усилил со своей стороны.
Проверяют все организации, работающие в данной отрасли в регионе - приглашают на комиссию прям по списку - у них там всё расписано (заседания) - на каждого налогоплательщика 1-1,5 часа. Собирали информацию по всей отрасли целый год и теперь массово всем выдают Протоколы, особо одаренных по итогу включат в план, по остальным - неизвестно, что будет.
Спасибо, порядок действий по крайней мере теперь понятен, будет защищаться.

1 лайк

Если не было проверок, то сначала, очевидно, ФНС сосредоточиться на тех налогоплательщиках, кто согласился с протоколами. Правильно, будет достаточно эффективной стратегией ни в чем не соглашаться, т.к. один раз уступите, в следующий раз - они будут еще больше требовать.