Расходы ОС на УСН

Добрый день.
Была встреча с налоговой и по результатам этой встречи нужно дать разъяснение и пересчитать расходы за 2019-2020 и 2021 год.
Ситуация. Мы ООО, применяющая УСН доходы - расходы (далее ООО №1) заключило два договора с ООО застройщиком (далее ООО № 2): договор №1 - купли-продажи здания стоимостью 10 мл. и договор инвестирования №2 стоимостью 12,8 млн. Оба договора были заключены 25.10.2018 года. По договору № 1 (купли-продажи) мы получаем здание 26.11.2018 года (выписка из гос. реестра от 26.11.2018 г.). Вводим его в эксплуатацию и ставим на расходы по факту оплаты: 2018 г. - 3,5 млн., 2019 г. - 1 млн. + 1 млн. + 1,2 млн .; 2020 г. - 2 млн + 1,2 млн. Недоплата по этому договору составила 100 тыс. в октябре 2021 г.
ООО № 2 (застройщик) в одностороннем порядке отправляет нам уведомление о расторжении договора купли-продажи, в связи с неисполнением обязанностей по оплате. Мы им возвращаем здание 11 октября 2021 г. По гос регистрации это здание переходит в собственность в ООО № 2 - 23.12.2021 года (выписка из гос. реестра).
Сумму,которую мы оплатили по договору №1 (купли-продажи) переводим на договор - инвестирования № 2. В счет нового здания (далее здание № 2). Здание № 2 получаем по акту приема передачи 12.10.2021 года. и вводим его в эксплуатацию с этого же числа. ( регистрация собственности 01.12.2021 года - выписка из гос. реестра).
Расходы по первому зданию оставляем в 2018-2020 году, а разницу между стоимостью Здания № 1 и Здания № 2 в сумме 2,9 млн ставим на расходы 2021 года - чтобы избежать задвоения расходов. В первое здание было закуплено оборудование и в нем работали учредители. При приобретении Здания № 2 туда было перевезено оборудование с первого здания и уже там работали учредители .

Позиция Налоговой.
В ходе проведения мероприятий вне рамок налоговых проверок инспекцией установлено наличие финансово-хозяйственных взаимоотношений ООО № 1 в 2018-2021 rr. с контрагентом ООО № 2.
По результатам проведенного анализа документов, имеющихся в налоговом органе, установлено, что между ООО № 2 и ООО № 1 заключены следующие договоры:

  1. Договор купли-продажи нежилого помещения № 1 от 26.10.2018 г. В соответствии с договором продавец (ООО № 2) обязуется передать покупателю (ООО № 1) офисное здание. Расчет за объект недвижимости производится в сумме 10 млн. руб. и должен быть произведен не позднее 30.09.2020 года. Договором предусмотрено, что в случае не полной оплаты по договору продавец может расторгнуть договор в одностороннем порядке путем направления уведомления покупателю (пункг 3.5 договора). Объект недвижимости передан по акту приема-передачи от 26.11.2018 г.
    Из анализа выписки с расчетного счета ООО № 1 установлено, что в период 2018-2021 гг. оплата по договору купли-продажи в адрес ООО № 2 произведена в сумме 9,9 млн. руб., в том числе:
  • в 2018 году в сумме 3,5 млн. руб.;
  • в 2019 году в сумме 3,2 млн руб.;
  • в 2020 году в сумме 3,2 млн. руб.
    В сентябре 2021 года, в связи с неполной оплатой по договору купли-продажи (задолженность составляет 100 000 руб.), ООО № 2 направило в адрес ООО № 1 уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке, объект недвижимости передан по акту приема-передачи от 11.10.2021 г. Ранее уплаченные денежные средства в размере 9900000 руб. не возвращены покупателю ООО № 1, а зачтены в счет оплаты по договору инвестирования № 2 от 25.10.2018 года, и учтены налогоплательщиком в составе расходов в соответствующие периоды их оплаты. В рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УCH за 2021 год по данному факту ООО № 1 представлены соответствующие пояснения и книга учета доходов и расходов за 2021 год, где отсутствуют расходы в сумме 9 900 000 руб., по акту зачета взаимных требований в счет оплаты по договору инвестирования № 2 от 25.10.2018 года (ответ N 2406-1/22 от 24.06.2022 на требование № 26574 от 21.06.2022).
  1. Договор инвестирования строительства нежилого помещения № 2 от 25.10.2018 года. В соответствии с договором застройщик (ООО № 2) обязуется построить и передать инвестору-1 (ООО № 1) нежилое помещение. Объект недвижимости передан по акту приема- передачи законченного строительством результата инвестиционной деятельности от 12.10.2021 г.
    Из анализа выписки с расчетного счета ООО № 1 установлено, что в период
    2018-2021 гг. оплата по договору инвестирования № 2 от 25.10.2018 года в адрес ООО №2 произведена только в сумме 12,8 млн руб., в том числе:
  • в 2018 году в сумме 400 000 руб.;
  • в 2020 году в сумме 1 млн. руб.;
  • в 2021 году в сумме 1,5 млн. руб.
    С учетом проведенного взаимозачета в размере 9,9 млн. руб. - денежных средств перечисленных по договору купли-продажи нежилого помещения № 1 от 25.10.2018 г., который расторгнут, а возврат платежей не произведен, общая сумма оплаты по договору инвестирования № 2 от 25.10.2018 года составила 12,8 млн. руб.
    В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 HK РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи).
    В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.16 HK РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отиетные периоды равными долями.
    В соответствии с п. 2 ст. 346.17 HK РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
    В соответствии с un. 4 п. 2 ст. 346.17 HK РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 настоящего Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере vплаченных сvмм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
    Следовательно, расходы в сумме 6,4 млн. руб., понесенные ООО № 1 в 2019-2020 rr. по договору купли-продажи № 1 от 25.10.2018 г., не могут быть учтены взаимозачетом в расходах в указанный период по договору инвестирования строительства нежилого помещения № 2 от 25.10.2018 г. (в связи с расторжением договора купли- продажи), т.к. с учетом положений пп. 1 п. 3 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 HK РФ данные

4
расходы принимаются только после их_ фактической оплаты и с момента ввода в эксплvатацию объекта недвижимости, то есть не ранее декабря 2021 г. (акг приема- передачи подписан 12.10.2021 г., свидетельство о регистрации права собственности от 01.12.2021 г. номер права 24:50:0400416:21707-24/110/2021-4).
Уточненные налоговые декларации по YCH за 2019-2020 г.г… ООО №1 не представлены и расходы в сумме 6,4 млн. руб. отражены в книгах учета доходов и расходов за 2019, 2020 г.г. (по мере осуществления оплаты по договору купли-продажи нежилого помещения № 1 от 25.10.2018 г.), что подтверждается пояснениями налогоплательщика, представленными в ответ на требование при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по YCH за 2021 год, книгой учета доходов и расходов за 2021 год.
Таким образом, по результатам анализа налоговых деклараций по YCH за 2019-2021 rr., имеющихся документов и движения денежных потоков по расчетному счету ООО
№ 1 инспекцией предполагается завышение суммы расходов, уменьшающих сумму полученных доходов при применении упрощенной системы налогообложения (доходы- расходы) на сумму 6,4млн руб., в том числе:

  • за 2019 год в размере 3,2 млн. руб.;
  • за 2020 год в размере 3,2 млн. руб.
    И, как следствие, не исчислен и не уплаяен в бюджет налог, уплачиваемый в связи с применением УCH.
    Решили:
  1. Оценить налоговые риски в целях самостоятельного уточнения своих налоговых обязательств с учетом мнения налогового органа о финансово-хозяйственной деятельности ООО № 1 в 2019-2021 rr.

  2. Уведомить налоговый орган в письменном виде о принятом решении, об уточнении
    / не уточнении самостоятельно налоговых обязательств полностью либо в части.

  3. Предоставить пояснепия в письменном виде по фактам, отраженным в протоколе, не зависимо от принятого решения об уточнении /не уточнении налоговых обязательств.

Как обосновать расходы за 2019-20 годы и не уменьшать их?

Добрый вечер. Компания использовала здание в предпринимательской деятельности? Вообще ситуация сложная, поскольку по сути покупка здания получается неоплаченной, ведь оплата зачтена в счет другого договора.
В 2021 году расходы однозначно снимут. Потому что на момент сдачи декларации уже было известно, что основного средства нет, а значит не может быть и расходов по нему.

Поскольку на конец 2019 и 2020 года расходы соответствовали нормам НК, нет никаких оснований исключать их из декларации. Однако в 2021 году расходы перестали соответствовать. Такая ситуация Налоговым кодексом не предусмотрена. Соответственно, могут быть варианты.
Например, восстановление расходов именно в 2021 году, в день расторжения договора в сентябре. Чтобы уменьшить пени. Этот вариант, мне кажется, можно отбить хотя бы в суде.

1 лайк

Приветствую вас, Виктория!

Большое значение имеет значение, что у вас написано в договоре о переходе прав собственности? Иногда пишут, что права собственности переходят только после полной оплаты, что у вас написано в договоре1?

Кроме того, важен акт или документ (может быть даже соглашение) о взаимозачете. Например, зачет мог состояться не в 2018 г., как кто-то там считает, а например много позже, тут стороны вольны это сделать.

Пожалуйста, уточните. как у вас произошло.

В 2021 году на расходы было поставлено здание по второму договору - по Зданию № 2.
По зданию № 1 расходы стоят в 2018-2020 году - 9 900 000 руб.
Расходы по зданию № 2 - 2900 000 руб. поставили в 2021 году.

1 лайк

Взаимозачет произошел в октябре 2021 года.
В договоре по Зданию № 1 говорится, что данный Объект недвижимости бдет находиться в залоге у продавца (ипотека в силу Закона) с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. при регистрации права собственности Покупателей на объект недвижимости одновременно подлежит регистрации право залога (ипотеки) Объекта недвижимости в силу закона.

1 лайк

Надежда, вы пишите, что
Поскольку на конец 2019 и 2020 года расходы соответствовали нормам НК, нет никаких оснований исключать их из декларации. Однако в 2021 году расходы перестали соответствовать.
Можно ли ссылку на законодательство, чем можно оперерировать. Я просто просчитываю сейчас риски и возможные варианты выхода с наименьшими потерями.

Выяснили, что при снятии расходов в 2019-2020 году можно на расходы поставить амортизацию. А если мы будем снимать расходы в 2021 году, можем ли мы поставить на расходы амортизацию, которая была в 2019-2020 году.

1 лайк

Вы не могли его поставить в расходы, потому что у вас не было права собственности и ввода в эксплуатацию. В этой части налоговая права.

Самим нормами НК. п.3. ст.346.16. в 2019 и 2020 годах это было ОС, поскольку было и право собственности, здание введено в эксплуатацию.

Поставить амортизацию можно только в том случае, если признать возврат здания реализацией или передачей ОС. Именно в этом случае есть обязанность вынуть из расходов стоимость ОС и заменить её амортизацией (тот же п.3 ст.346.16 НК). Амортизация в расходах, конечно, лучше чем ничего. Так что это вариант.

1 лайк

Второе здание ввели в эксплуатацию в октябре 2021 года. Поэтому и поставили на расходы в 2021 году.

Вы написали:

1 лайк

акт приема передачи от 12.10.2021 г. Ошиблась.

Если второе здание введено в эксплуатацию в 2021 году и оплата перенесена с первого здания на второе.
Но в этом случае у вас не будет права даже амортизацию за 2019 и 2020 год включить в расходы по первому зданию. Ведь получается, что у вас не будет оплаты за это ОС, а значит не будет и права на включение в расходы этих затрат.

1 лайк