Резерв на оплату отпусков

Учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета предусмотрено, что величина оценочного обязательства на оплату отпусков рассчитывается нормативным методом и задается в % от фонда оплаты труда.
Расчет норматива происходит по следующей методике:

  1. Планируемый ФОТ + страховые взносы на следующий отчетный год - 1
  2. Среднемесячный ФОТ + страховые взносы на следующий год – 1/12
  3. Планируемое кол-во дней отпуска 1 чел. – 28+1
  4. Расчет суммы отпускных - стр. 2/29,3 * 29дн. ( 1/12/29,3*29),
    к-т =29,3 среднемесячное число календарных дней для расчета отпуска
  5. %-отчислений – стр.4/стр.1 *100 = 8,24%
    Далее за каждый месяц по каждому сотруднику ФОТ и страховые взносы умножаются на данный коэффициент (8,24%). Полученная сумма и является накопленным оценочным обязательством на оплату отпусков (резерв) и ежемесячно отражается в бухгалтерском учете следующими записями: Дт 20(25,26)-КТ 96.
    По сотрудникам, которые уходят в отпуск, суммы отпускных списывается в полном объеме и отражается записью : Дт96-Кт70.

На конец года, а именно 31 декабря проводиться инвентаризация Резерва, которая состоит в подтверждении количества дней отпуска накопленного, списанного , а также суммового выражения оценочного обязательства.
На 31 декабря производятся дополнительные записи в бухгалтерском учете:
ДТ20(25,26)-Кт 96- по положительным суммам (доначислениям)
-Дт 96- Кт91.01- по отрицательным суммам ( списание)

  1. Корректна ли методика Расчета норматива?
  2. Правильно ли формируются бухгалтерские записи по начислению Резерва ежемесячно?
1 лайк

Добрый день.
Резерв на оплату отпусков - это оценочное обязательство, которое должно создаваться в бухучете в соответствии с ПБУ 8/2010.
В ПБУ 8/2010 нет четких правил, как определять величину оценочного резерва на оплату отпусков. Порядок создания таких резервов следует из общего правила: оценочное обязательство признается по состоянию на отчетную дату в сумме, необходимой, чтобы рассчитаться с кредиторами или перевести обязательство на другое лицо. То есть величина резерва на оплату отпусков на конец каждого месяца или квартала создается из предположительной суммы для покрытия задолженности работодателя, которая бы возникла, если бы все работники одновременно пошли в отпуск. При этом в расчете резерва нужно учитывать суммы начислений, включая НДФЛ, а также страховые взносы.
Конечно, самая точная оценка данного обязательства получится, если его определять на конец каждого месяца исходя из количества дней отпуска, заработанных каждым работником, и его среднедневной заработной платы.
В то же время в соответствии с пунктом 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни и с учетом опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств. И если опыт предшествующих лет показывает, что работники в основном используют свои отпуска по графику, не откладывая их на будущие годы, то предложенная методика расчета резерва на отпуска вполне применима, поскольку скорее всего, не будет давать существенных отклонений по сумме расходов. При этом ее применение менее трудоемко, чем расчет по каждому сотруднику, а это соответствует принципу рациональности бухгалтерского учета.
Методику определения резервов на оплату отпускных следует закрепить в учетной политике организации.

Вопрос по приведенной Вами методике:
Почему в расчет планируемого количества дней отпуска закладывается 29 дней? Все работники имеют право на увеличенный отпуск?

По проводкам в целом все показано правильно. Только небольшое уточнение:
по сотрудникам, которые уходят в отпуск, на уменьшение резерва относятся не только начисленные отпускные (Дт96-Кт70), но и начисленные страховые взносы: Дт 96 - К 69.