Добрый день!
Как лучше оформить сборку изделия в такой ситуации: заказчик передает подрядчику материалы, назовем материал 1. Подрядчик берет материал 1, а также свои материал 2 и материал 3 и делает изделие, которое передает заказчику. Важен правильный учет в обеих организациях. Я вижу два варианта, первый: давальческая схема, при которой материл 2 и материал 3 сначала продается заказчику, а потом передаются как давальческое сырье подрядчику вместе с материалом 1 для получения изделия. Второй: материал 1 продается подрядчику и он выполняет работы по сборке изделия и продает его заказчику. А есть ли более простой вариант, без продажи материалов?
Добрый день.
В ГК РФ нет отдельного понятия договора, содержащего “давальческую схему”. Это обычный договор подряда, в котором указывается условие: иждивением подрядчика выполняется работы или нет.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (ст. 704 ГК РФ).
То есть, в данной ситуации заказчик вправе передать подрядчику материалы 1 на давальческой основе, а подрядчик, помимо материала 1, при выполнении части работ использует свои материалы 2 и 3. Все это нужно прописать в договоре. Стороны свободны в заключении договора (ст. 421 ГК РФ). Поэтому в нем нужно прописать условия выполнения работ частично как иждивением подрядчика, а частично - с использованием материалов заказчика.
А с точки зрения бухгалтерского учета? Какими документами это можно оформить? Заказчик передает подрядчику материал 1 по М15, получает изделие по отчету переработчика, в котором фигурирует использованный материал 1. А материал 2 и материал 3 в каком документе между заказчиком и подрядчком будут прописаны?
По общему правилу при выполнении строительно-монтажных работ применяются акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
Данные формы являются унифицированными, утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 и являются первичными документами по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
При этом, с 01.01.2013 года организации вправе самостоятельно разрабатывать и применять формы первичных документов (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”). При этом такие формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичных документов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Но организации вправе использовать и унифицированные формы первичных документов, указав об этом в своей учетной политике.
При использовании материалов заказчика в форме № КС-2 рекомендуется заполнять отдельный раздел “Материалы заказчика” с указанием стоимости материалов заказчика, использованный при выполнении работ. Стоимость этих материалов в окончательную сумму выполненных работ не включается, что следует отразить записью “За минусом материалов заказчика”. В итоге стоимость материалов заказчика включается в сметную стоимость, но в виде справочной информации и не учитывается при определении размера оплаты выполненных подрядчиком работ.
Стоимость материалов подрядчика включается в сметную стоимость работ, указывается в форме № КС-2 отдельной строкой и, соответственно, предъявляется к оплате.
Смущает то, что у подрядчика нет ремонтно-строительных работ. Он просто собирает изделие из трех комплектующих. Унифицированные Формы КС-2 и КС-3 здесь не очень вписываются. Но я попробую сделать в 1С со стороны подрядчика УПД на сборку (работы), в т.ч стоимость материалов подрядчика и Отчет о переработке материалов заказчика. Имеет право на жизнь такой вариант? Есть ли какая-либо судебная практика по этому поводу? Письма ФНС?
Вы можете разработать свой акт выполненных работ и утвердить его. Главное, чтобы этот документ имел все реквизиты первичного учетного документа в соответствии с Законом о бух учете. Минфин не устанавливает формы первичных документов.
Отчет о переработка материалов заказчика должен быть обязательно при давальческой схеме. Но это не акт выполненных работ. Нужен еще будет акт.
Про этот вариант я и писала, только вместо акта-УПД, но это не принципиально. Вопрос в том, есть ли какое-либо подтверждение такой практики, когда в Отчете о переработке материалов указаны и собственные материалы подрядчика? Или в УПД? Повторю вопрос: есть ли нормативная база? Судебная практика? Разъяснения от ФНС?
Именно такой нормативной базы, в которой указано о том, как надо заполнять отчет о переработке материалов, нет. Этот отчет рекомендован к заполнению при применении давальческой схемы. Это важно для Давальца - из отчета будет ясно сколько сырья и материалов использовано на данное количество готового изделия. Это позволит корректно отразить данные о списании сырья и материалов в учете.
Если в данной ситуации в рамках одного договора используются и материалы заказчика, и материалы подрядчика, то как вы их отразите: в одном отчете, или в разных - нарушения не будет. Нормативно это нигде не закреплено. Стороны вправе форму отчета закрепить в договоре. Налоговая примет этот отчет.
К сожалению, судебной практики или разъяснений контролирующих органов именно по вопросу заполнения отчет подрядчика об использовании собственных материалов и материалов заказчика мне не удалось найти.
Вот я тоже не нашла и это странно, ситуация же распространенная, но везде или давальческое только из материалов заказчика или КС-ки по СМР. Я раньше после консультаций с юристом только через продажу это делала. Сейчас хочется упростить, но суммы большие, надо исключить риск. Вашу позицию поняла, спасибо!
Отсутствие судебных споров и каких -либо официальных разъяснений Минфина как раз и объясняется тем, что нормативно порядок составления отчета об использовании материалов нигде не прописано. Раз не прописано, то стороны вправе самостоятельно договориться.
Пропишите в договоре все нюансы, в том числе и документооборот. Важно понимать - как и сколько использовано материалов и из чего складывается стоимость работ. Если все эти операции будут оформлены документами, которые содержат все реквизиты первичного документа, то налоговые риски исключены.
Всего наилучшего
Спасибо за консультацию!
Благодарю за ваш отклик!.
Ждем вас на нашем сервисе.
Всего наилучшего