Сборка изделия из материалов заказчика и своих

Добрый день!
Как лучше оформить сборку изделия в такой ситуации: заказчик передает подрядчику материалы, назовем материал 1. Подрядчик берет материал 1, а также свои материал 2 и материал 3 и делает изделие, которое передает заказчику. Важен правильный учет в обеих организациях. Я вижу два варианта, первый: давальческая схема, при которой материл 2 и материал 3 сначала продается заказчику, а потом передаются как давальческое сырье подрядчику вместе с материалом 1 для получения изделия. Второй: материал 1 продается подрядчику и он выполняет работы по сборке изделия и продает его заказчику. А есть ли более простой вариант, без продажи материалов?

Добрый день.

В ГК РФ нет отдельного понятия договора, содержащего “давальческую схему”. Это обычный договор подряда, в котором указывается условие: иждивением подрядчика выполняется работы или нет.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (ст. 704 ГК РФ).

То есть, в данной ситуации заказчик вправе передать подрядчику материалы 1 на давальческой основе, а подрядчик, помимо материала 1, при выполнении части работ использует свои материалы 2 и 3. Все это нужно прописать в договоре. Стороны свободны в заключении договора (ст. 421 ГК РФ). Поэтому в нем нужно прописать условия выполнения работ частично как иждивением подрядчика, а частично - с использованием материалов заказчика.

А с точки зрения бухгалтерского учета? Какими документами это можно оформить? Заказчик передает подрядчику материал 1 по М15, получает изделие по отчету переработчика, в котором фигурирует использованный материал 1. А материал 2 и материал 3 в каком документе между заказчиком и подрядчком будут прописаны?

По общему правилу при выполнении строительно-монтажных работ применяются акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
Данные формы являются унифицированными, утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 и являются первичными документами по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

При этом, с 01.01.2013 года организации вправе самостоятельно разрабатывать и применять формы первичных документов (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”). При этом такие формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичных документов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Но организации вправе использовать и унифицированные формы первичных документов, указав об этом в своей учетной политике.

При использовании материалов заказчика в форме № КС-2 рекомендуется заполнять отдельный раздел “Материалы заказчика” с указанием стоимости материалов заказчика, использованный при выполнении работ. Стоимость этих материалов в окончательную сумму выполненных работ не включается, что следует отразить записью “За минусом материалов заказчика”. В итоге стоимость материалов заказчика включается в сметную стоимость, но в виде справочной информации и не учитывается при определении размера оплаты выполненных подрядчиком работ.

Стоимость материалов подрядчика включается в сметную стоимость работ, указывается в форме № КС-2 отдельной строкой и, соответственно, предъявляется к оплате.

Смущает то, что у подрядчика нет ремонтно-строительных работ. Он просто собирает изделие из трех комплектующих. Унифицированные Формы КС-2 и КС-3 здесь не очень вписываются. Но я попробую сделать в 1С со стороны подрядчика УПД на сборку (работы), в т.ч стоимость материалов подрядчика и Отчет о переработке материалов заказчика. Имеет право на жизнь такой вариант? Есть ли какая-либо судебная практика по этому поводу? Письма ФНС?

Вы можете разработать свой акт выполненных работ и утвердить его. Главное, чтобы этот документ имел все реквизиты первичного учетного документа в соответствии с Законом о бух учете. Минфин не устанавливает формы первичных документов.
Отчет о переработка материалов заказчика должен быть обязательно при давальческой схеме. Но это не акт выполненных работ. Нужен еще будет акт.

Про этот вариант я и писала, только вместо акта-УПД, но это не принципиально. Вопрос в том, есть ли какое-либо подтверждение такой практики, когда в Отчете о переработке материалов указаны и собственные материалы подрядчика? Или в УПД? Повторю вопрос: есть ли нормативная база? Судебная практика? Разъяснения от ФНС?

Именно такой нормативной базы, в которой указано о том, как надо заполнять отчет о переработке материалов, нет. Этот отчет рекомендован к заполнению при применении давальческой схемы. Это важно для Давальца - из отчета будет ясно сколько сырья и материалов использовано на данное количество готового изделия. Это позволит корректно отразить данные о списании сырья и материалов в учете.

Если в данной ситуации в рамках одного договора используются и материалы заказчика, и материалы подрядчика, то как вы их отразите: в одном отчете, или в разных - нарушения не будет. Нормативно это нигде не закреплено. Стороны вправе форму отчета закрепить в договоре. Налоговая примет этот отчет.

К сожалению, судебной практики или разъяснений контролирующих органов именно по вопросу заполнения отчет подрядчика об использовании собственных материалов и материалов заказчика мне не удалось найти.

1 лайк

Вот я тоже не нашла и это странно, ситуация же распространенная, но везде или давальческое только из материалов заказчика или КС-ки по СМР. Я раньше после консультаций с юристом только через продажу это делала. Сейчас хочется упростить, но суммы большие, надо исключить риск. Вашу позицию поняла, спасибо!

Отсутствие судебных споров и каких -либо официальных разъяснений Минфина как раз и объясняется тем, что нормативно порядок составления отчета об использовании материалов нигде не прописано. Раз не прописано, то стороны вправе самостоятельно договориться.
Пропишите в договоре все нюансы, в том числе и документооборот. Важно понимать - как и сколько использовано материалов и из чего складывается стоимость работ. Если все эти операции будут оформлены документами, которые содержат все реквизиты первичного документа, то налоговые риски исключены.

Всего наилучшего

1 лайк

Спасибо за консультацию!

Благодарю за ваш отклик!.
Ждем вас на нашем сервисе.
Всего наилучшего