Списание брака/порчи

Добрый день! На складе торговой организации периодически появляются брак и просроченный товар. Подскажите, пожалуйста, как списывать бракованный и просроченный товар. Товар может быть как продовольственный, так и нет. Интересует сам момент списания. Если не привлекать специализированную организацию для утилизации, можем ли мы самостоятельно утилизировать, только каким образом? Можем ли данный товар просто выбросить в мусорный бак? Или предварительно что-то с ним сделать перед тем, как выбросить? Какой способ утилизации при этом указать в акте? И нужно ли восстанавливать НДС?

1 лайк

Добрый день ! Согласно общим требованиям на негодный к продаже товар следует составить акт списания. В документе прописывают наименования товаров согласно утвержденной учетной номенклатуре, его количество, местонахождение товара в момент окончания срока годности (адрес торговой точки). Отдельным разделом акта предусмотрено четкое обозначение того, как в дальнейшем после списания будет ликвидирован из оборота товар: утилизирован, уничтожен или возвращен поставщику.
Для целей списания существуют унифицированные первичные формы, утвержденные Госкомстатом 25.12.1998. В форме ТОРГ-15 фиксируется факт порчи товара, а в форме ТОРГ-16 — изъятие его из оборота и решение о том или ином способе ликвидации. Не запрещено разрабатывать и применять в деятельности собственные формы на списание товарно-материальных ценностей, руководствуясь при их создании и утверждении положениями статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете».
Важно разграничивать понятия утилизации и уничтожения просрочки. При утилизации товар с истекшим сроком годности может быть применен каким-либо образом и дальше, при уничтожении — нет. На уничтожение просрочки помимо акта списания и экспертного заключения, обязан быть оформлен отдельный приказ за подписью руководителя компании. Передавая товар на утилизацию спецучреждению, оформляется сопроводительная первичная документация, так же как на реализацию.
Если организация списала товар по причине истечения срока годности, в результате пожара, затопления, брака, потери потребительских свойств, внешнего вида (то есть морального или физического износа), в результате хищения или недостачи, у нее нет оснований восстанавливать ранее возмещенный НДС к уплате в бюджет. И если налоговые органы при проверке будут на этом настаивать, то у организации есть все шансы отстоять свою позицию в суде.

Подскажите, пожалуйста, дополнительно: при уничтожении - экспертное заключение может ли составляться самой организацией или нужно привлекать кого со стороны?

Просьба ответить.

Добрый день ! Это вопрос отражен в Методических указаниях по БУ ТМЦ. В частности, там сказано следующее : подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально ответственных лиц.
Комиссией осуществляются следующие функции:
а) непосредственный осмотр материалов;
б) установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);
в) выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;
г) определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;
д) составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);
е) представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
ж) проведение совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например, моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.);
з) осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.
В состав комиссии должно входить не менее трех человек. Это может быть руководитель предприятия или начальник цеха, бухгалтер, кладовщик . Важно, чтобы в комиссию вошли материально-ответственные работники. Это указано в Приказе Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Таким образом, достаточно решения комиссии после осмотра ТМЦ. Далее оформляется акт на списание.