Добрый день!
Компания выявила несколько единиц бракованного товара на складе при инвентаризации. Технический специалист провел осмотр товаров и заключил, что они не подлежат ремонту.
- Какими документами необходимо подтвердить списание бракованного товара в бухгалтерском учете в данном случае?
- Если у компании не будет документов, подтверждающих утилизацию данных бракованных товаров и не будет в наличии самих товаров, есть ли риск начисления налоговым органом НДС как на безвозмездную передачу?
Добрый день!
Да, такой риск есть. Теперь инспекторы требуют признавать недостачу безвозмездной реализацией. Им помогает определение КС от 04.04.2013 № 506-0. В нем сказано, что компания обязана документально подтвердить отсутствие объекта для обложения НДС. А если она этого не сделала, начисление НДС законно. ФНС довела эту позицию до налоговиков на местах еще письмом от 24.12.2013 № СА-4-7/23263.
Подтвердите процедуру утилизации документами (письмо Минфина от 24.12.2014 № 03-03-06/1/66948). К ним относят:
-
акты или журналы, в которых фиксируют причины утраты качества товаров или окончание срока годности;
-
акты приемки товаров при их возврате покупателями;
-
акты о проведении инвентаризации;
-
акты уничтожения некачественной продукции - с указанием наименования, количества уничтоженных товаров, а также даты утилизации;
-
выписки из регистров налогового учета по уничтоженным товарам.
При уничтожении опасных для людей, животных и окружающей среды пищевых продуктов и продовольственного сырья акт уничтожения должен быть подписан представителем Роспотребнадзора.
Если запасы были испорчены по вине работника, то необходимо подтвердить, что компания обращалась в полицию или в суд. И показать их решение.
Если утилизацию провела не специализированная организация, то при оформлении акта на ликвидацию товара пригласите свидетеля. Например, аудитора. Документу, подписанному только представителями компании, налоговики и арбитры могут не поверить. Тогда стоимость товара и затраты на его утилизацию снимут из налоговых расходов.