Терминал безнал. оплаты не интегрированный для 2 организации

В одном магазине ведется продажа от ООО и ИП (собственник один и тот же).Не интегрированный терминал безналичной оплаты - один на магазин (так выгоднее собственнику), оформлен на ИП. Оплата товаров ООО осуществляется через терминал ИП,выручка
ООО поступает на р. счет ИП. Между ООО и ИП существует догвор “об использовании оборудования для безнал. оплаты”, в котором закреплено, что выручка ООО, поступившая на р.счет ИП возвращается наличными или безналичными на ООО.По кассам все отражается верно.Допустима ли такая схема? какие риски?

Добрый день.
ИП в части приема безналичных средств от физлиц в пользу ООО имеет все признаки платежного агента. Работа платежного агента регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”.

Основные требования к платежному агенту:

  • надо встать на учет в Росфинмониторинг (п. 5 ст. 4 103-ФЗ)
  • открыть специальный счет (п. 14 ст. 4 103-ФЗ)
  • пробивать кассовые чеки (п. 11.1, 12 ст. 4 103-ФЗ)

Ответственность.
Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ. Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;

  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона 103-ФЗ установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

За такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

предусмотрена административная ответственность по п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

В части Росфинмониторинга.
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля; действия (бездействие), предусмотренные частью 1 ст. 15.27, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю; неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов привлекут к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП.
Штрафы большие. Причем ИП по ответственности по этой статье приравнен к юридическому лицу.

Спасибо большое за такой подробный ответ.
Еще вопрос тогда. Банковский платежный агент - это уже другое понятие? Сбербанк установил на кассах магазинов специальное приложение для приема платежей от населения и выдачи наличных. Это какая-то спец. программа от сбера для отдаленных районов. В этом случае деньги от населения на какой счет должны поступать?

Платежный агент совершает только одно действие — работает с денежными средствами и ведет расчеты с поставщиком за товары (работы, услуги). Каких-либо других юридических действий он не производит. Поэтому часто встречается выражение “банковский платежный агент”.

Пилотный проект по предоставлению услуг по выдаче держателям платежных карт наличных денег в торгово-сервисных предприятиях (услуга Cash-out) стартовал в России еще в 2020 году.
При пользовании данной услугой торговая точка является банковским платежным агентом (БПА) по выдаче наличных средств покупателю.
Основной документ, призванный помочь бизнесу правильно проводить «обналичку» на кассе, — информационное письмо Банка России № ИН-06-59/157 от 03.11.2020, где собраны все рекомендации воедино.
Рекомендуемые Банком России лимиты по операциям cash-out:

  • суточный на снятие не должен превышать 5 000 рублей, и этот максимум касается всего банковского «пластика» клиента в банке-эмитенте;
  • и максимальный на месяц — всего за указанный период можно снять в торговой точке 30 000 рублей. И это ограничение тоже распространяется на все карты клиента, которые есть в наличии.

Предприниматели должны соблюдать условия проведения обналичивания денег с карты:

  1. Cash-out допускается только по картам физических лиц. Обслуживание корпоративных, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальными предпринимателям, не производится, и средства с них не могут быть сняты таким способом.
  2. Кассиры торговых точек не должны прибегать к удостоверению личности клиента, сверять документы владельца карты и прочее.
  3. Снять деньги можно только при совершении покупки. Просто дать кассиру карту, ввести PIN и получить наличные нельзя.

Процедура предполагает безналичную покупку по этой карте, а о том, что клиент хочет снять деньги, он должен сообщить кассиру до момента оплаты покупки.

Основной кассовый закон № 54-ФЗ обязывает платежных агентов использовать контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов. Проводить такие операции без кассы нельзя, и в отдельную группу расчетов, где можно обойтись без нее, cash-out не входит. Т.е. надо произвести перерегистрацию ККТ для работы на ней как платежного агента.
Информация о снятии наличных отражается в фискальном чеке. Он одновременно является и документом, подтверждающим получение потребителем услуги, и документом, подтверждающим выдачу денег из кассы, и документом для банка-эмитента об изменении остатка по счету.
От стандартной покупки эта операция все же отличается, но по сути аналогична проведению продажи с использованием эквайринга. Как правило, клиенту выдается один чек, где отражается информация по покупке и «обналичке». Но в зависимости от настроек онлайн-кассы, могут быть пробиты два чека — за безналичную покупку и за cash out.

Дополнительные сложности могут возникнуть, если в кассе нет нужной суммы наличными. Но за отказ в проведении операции последствий для магазина никаких нет. Такие ситуации Банком России не рассматриваются и, соответственно, по их урегулированию пока нет.

Как понимаю, денежные средства, полученные от покупателей, будут поступать как и при работе без применения услуги Cash-out - наличными в кассу и безналичными на ваш счет.

Устанавливая эту услугу вам разве Сбербанк не объяснил принцип работы с Cash-out?

Приветствую Вас, Валерия, на форуме клерка!

Да, у вас серьезные риски, о которых написала @Oksana_Sutormina, с точки зрения ГК РФ у вас классические агентские отношения, но с точки зрения специального закона № 103-ФЗ - вы платежный агент. Т.е. этот вопрос нужно быстро закрывать и/или меня структуру бизнеса. Тем не менее, отметим и другие не менее значимые риски, связанные со ст. 54.1 НК РФ, которые можно ожидать от ФНС и СК РФ.

Если говорить подробней, то есть признаки дробления, из письма ФНС 17 признаков (см. письмо ФНС от 11 августа 2017 г. № СА-4-7/15895@):

  1. Разделение компании на несколько, применяющих спецрежимы.
  2. При расширении хозяйственной деятельности в группе компаний, налоговые обязательства не изменились, и даже уменьшились.
  3. Совпадение участников, директоров и конечных выгодоприобретателей в группе компаний.
  4. Все компании в группе осуществляют один и тот же, или сходный вид экономической деятельности.
  5. Новые компании в группе создаются непосредственно перед расширением бизнеса или увеличением персонала.
  6. Компании в группе платят друг за друга. По сути, бюджет у них единый.
  7. Аффилированность (взаимозависимость) участников, руководства и сотрудников компании.
  8. Один и тот же персонал в разных компаниях группы.
  9. Одно и то же оборудование, бюджет, кадры на все компании.
  10. Одни и те же вывески, адреса, контакты, сайты, помещения, склады.
  11. У всех компаний в схеме одни и те же поставщики и покупатели. Либо разные участники схемы являются единственными поставщиками или покупателями друг у друга.
  12. Фактически всей группой управляют одни и те же лица.
  13. На всю группу одна бухгалтерия, HR, кадры, юротдел, служба продаж и закупок, служба логистики.
  14. Одни и те же лица взаимодействуют с госорганами и другими юрлицами.
  15. Предельные значения по площади, оборотам, численности персонала, позволяющие применять спецрежимы.
  16. Данные бухучеты могут указывать на рентабельность производства и прибыли. С учетом вновь созданных компаний в группе.
  17. Поставщики и покупатели в группе распределены с учетом применяемых ими систем налогообложения. НДС-ники к НДС-никам, упрощенщики к упрощенщикам.

Т.е. если там есть предприятия (ИП, ООО) на спецрежимах и один собственник, руководитель, то точно могут быть заданы “вопросы” ФНС, если совокупный оборот будет составлять десятки миллионов, то риски очень высоки и могут даже возбудить уголовное дело.

Вы можете почитать об этом статью на нашем сайте .

Обычно ФНС считает обороты за 3 года по двум предприятиям, если они на УСН, например, то доначисляет НДС, налог на прибыль, штрафы и пени. Т.е. сумма выходит примерно как оборот за один год. Далее, если “уклонение” или неуплата налогов и штрафов, пеней не будет платиться в установленное время, то могут подключиться СК РФ (составы УК РФ по уклонению об уплате налогов) и полиция (составы по присвоению и растрате, мошенничеству и т.д.).

Именно поэтому рекомендую еще раз пересмотреть структуру бизнеса, особенно если у вас совокупные обороты десятки миллионы за год.

Если у вас есть признаки взаимозависимости, то нужно каждому предприятию иметь деловые цели, т.е. если цель снижения налогов, либо получения необлагаемых налогами наличных, то это точно признаки дробления. О том, какие это могут быть цели и условия, можно прочесть здесь .

Только нельзя к этому походить формально, только реально, должны быть реальным и грамотно оформленные документы. Вы написали очень похоже на формальную схему, хотя, чтобы точно знать нужно иметь больше информации, что сложно в рамках форума, да и такие вопросы нельзя обсуждать публично, нужно работать индивидуально с грамотными специалистами, которые специализируются именно в этих вопросах.

Спасибо большое за ответ!

1 лайк

Благодарю за ответ! Спасибо за ссылки на статьи!