Транспортные услуги контрагентом из Казахстана

Добрый вечер, подскажите, если транспортные услуги оказывает контрагент из Казахстана (транспортировка по территории России и Казахстана) будем ли мы являться агентом по НДС, прибыли? Какие документы нужно запросить у контрагента для подтверждения расходов? Нужна ли справка о нерезидентстве?

Здравствуйте.

"Операции по реализации услуг, в том числе транспортно-экспедиционных услуг, на территории РФ признаются объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исходя из положений ст. 161 НК РФ, налогоплательщик признается налоговым агентом по НДС, в том числе при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ), если иное не предусмотрено пп. 3 и 9 ст. 174.2 НК РФ.

Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ и зависит в том числе от вида оказываемых услуг (выполняемых работ) (письма Минфина России от 05.02.2018 N 03-07-08/6574, от 12.09.2017 N 03-07-08/58779, от 17.08.2017 N 03-07-11/52821).

В соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица), признается территория РФ.

Следовательно, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией в отношении товаров, перевозимых между пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой - за пределами территории РФ, территория РФ не признается. Соответственно, российская организация, приобретающая данные услуги у иностранной организации, не является налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать НДС по таким услугам (письма Минфина России от 26.10.2015 N 03-03-06/1/61222, от 13.08.2013 N 03-07-08/92779, от 03.12.2012 N 03-07-08/335, от 26.07.2012 N 03-07-08/218).

Однако в данной ситуации договор транспортной экспедиции заключен с резидентом Республики Казахстан, которая является участником ЕАЭС (п. 1 ст. 5 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС)).

Порядок взимания косвенных налогов (в т.ч. российского НДС) при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).

При выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола (п. 28 Протокола).

Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии с Протоколом. Согласно пп. 5 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено пп. 1-4 п. 29 Протокола. Транспортно-экспедиционные услуги в пп. 1-4 п. 29 Протокола не поименованы.

Следовательно, исходя из положений п. 29 Протокола место реализации транспортно-экспедиционных услуг определяется по месту нахождения исполнителя услуг (смотрите дополнительно письма Минфина России от 22.05.2019 N 03-07-13/1/36673, от 21.05.2019 N 03-07-13/1/36682).

Соответственно, в данном случае местом реализации услуг в целях исчисления НДС признается территория Республики Казахстан (место нахождения исполнителя услуг по договору транспортной экспедиции).

Таким образом, рассматриваемые услуги не являются объектом налогообложения НДС на территории РФ. Следовательно, российская организация при выплате вознаграждения по договору транспортной экспедиции резиденту Республики Казахстан не является налоговым агентом по НДС".

Так же согласно ст. 8 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.) “Прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта в международной перевозке облагается налогом только в этом государстве.”. Соответственно по прибыли организация не выступает налоговым агентом.

У контрагента необходимо запросить: Договор на транспортные услуги, акт выполненных работ (счет-фактуру).

Подтверждение того, что казахстанская организация имеет постоянное местонахождение в Казахстане, необходимо запросить, если эта организация самостоятельно (своими силами) осуществляет услуги по международной перевозке, то есть она не является простым организатором. Так как на основании пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ у этой организации возникает доход от источника в РФ, подлежащий обложению налогом на прибыль в РФ, а согласно ст. 8 Конвенции налог с этих доходов взимается только в Казахстане.

То есть налог с доходов от международных перевозок, осуществляемых казахстанской организацией, взимается в Казахстане, но во избежание двойного налогообложения (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ) казахстанской организации необходимо было бы представить документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение, предусмотренный п. 1 ст. 312 НК РФ.

Утвержденной формы подтверждения местопребывания иностранной организации действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N 9999/10, при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом, указанным в международном договоре, соответствующего иностранного государства.

Термин “компетентный орган” для целей Конвенции означает в Казахстане Министерство финансов Республики Казахстан или его уполномоченного представителя (пп. “и” п. 1 ст. 3 Конвенции).

Иными словами, для избежания двойного налогообложения казахстанскому перевозчику необходимо представить налоговому агенту подтверждение, заверенное Министерством финансов Республики Казахстан или его уполномоченным представителем.

Большое спасибо