Убрать убыток

Здравствуйте! По итогам 4 квартала “вылазает” убыток, зачеркивающий прибыль предыдущих периодов. Убрала/перенесла все возможные расходные документы Все равно недостаточно. Осталась последняя идея - убрать акт по аренде, но вот проблема: счет-фактуру на него зачла в декларации по НДС за 4 кв.2022. Является ли нарушением, если счет-фактура останется, а акт проведу в январе 2023 года?

Здравствуйте!
Одним из условия принятия НДС к вычету является принятие на учет купленного
п. 1 ст. 172 НК РФ:

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Под принятием на учет понимается отражения на счетах бухгалтерского учета.
Т.е. «перенос» самого факта поступления на более поздний период потенциально лишает вас права на вычет в 4 квартале.
Кроме того, вы нарушаете правила ведения бухгалтерского учета и искажаете отчетность, поскольку любой факт хозяйственной деятельности должен быть отражен в том периоде, к которому относится.

Но при этом налоговый учет в целях исчисления налога на прибыль живет своей жизнью, и за занижение расходов никаких санкций не предусмотрено. Если вы не хотите показывать убыток по году, то можете не показывать часть расходов именно при расчете налога на прибыль. При этом вы можете вообще «забыть» про эти расходы и никогда не показывать, либо показать их в декларации следующего года как убытки прошлых лет, выявленные в текущем году.
Нормами п. 1 ст. 54 НК предусмотрена возможность исправить ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в том налоговом периоде, в котором они выявлены. Этот способ применяется при условии, что ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога в прошлом налоговом периоде. При этом надо учесть, что к моменту исправления ошибки (подачи налоговой декларации) не истек установленный статьей 78 Налогового кодекса трехлетний срок возврата (зачета) переплаты", т.е. найденным расходам не более трех лет.
И нельзя показывать такие расходы в текущей декларации, если в это текущий период получен убыток (Письмо Минфина России от 29.07.2022 N 03-07-11/73602)

Это будут внереализационные расходы на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ.
Но указав что-либо по строкам 300 - 301 Приложения N 2 к листу 02 сразу готовьтесь давать пояснения, запросы присылают даже на из-за нескольких рублей.

Спасибо, готова распрощаться с этими суммами. А как лучше технически убрать сумму расходов по одному акту? Сделать в операции получения акта корректировку вручную - удаление цифр из НУ в Дт и Кт?
Правильно ли я понимаю, если в бухгалтерию приносят реально опоздавшие УПД, акты, то могу приходовать безболезненно в следующем, текущем периоде при отсутствии налоговых убытков? И какое наказание, если отразить их не по строке 300, а в составе текущих расходов отчетного периода?

И еще ряд вопросов:
1 Есть ли строгое требование по периоду внутри одного года? Например, если акт от 30.09.2022 принять 01.10.2022, то будет ли потребность в строке 300?
2. Насколько проблемно оправдываться перед налоговой при наличии сумм в этой строке?
3. Как быть с материалами, документы на которые от 2022 года, появились после закрытия года, материалы участвуют в производственном процессе 2023 года? Их тоже в 300 строку?
4. При УСН такие же правила с документами предыдущих налоговых периодов?

Это зависит от возможностей вашей программы. в 1с 3.0 БП, например, можно вручную убрать суммы из НУ или отнести на статью затрат в налоговом учете, не учитываемую для налога на прибыль

Не совсем корректное утверждение. В бухгалтерском учете вы должны отражать все факты хозяйственной деятельности вне зависимости от получения документов от поставщиков. Если документы опаздывают, то составляется свой внутренний документ. Вы ведь не можете не знать, что у вас в офисе подключен телефон, и по договору вы платите за него оператору или что на складе у вас есть товар.
Для налогового учета просто нет санкций за занижение расходов.

Никакого, если налог не занижен. Легко можно ошибиться и показать эти суммы по другим строкам

В 300 строке отражаются убытки прошлых лет. Налоговая декларация по прибыли составляется за год, поэтому нет никакой проблемы в том, что в декларации за 9 месяцев вы не укажете расходы, а в годовой покажете.

Запросят пояснения и расшифровку, проблем это вызвать не должно, всего лишь трата времени. Но и убытки показывать не запрещено.

Если материалы используются в производстве в 2023 году, то у вас нет никаких оснований отражать их как расход в 2022, и они никак не могут быть убытками прошлых лет. Если из материалов вы производите продукцию, то в расход они попадут в составе себестоимости продукции после продажи этой продукции.

При УСН иные правила по моменту признания расходов в принципе.

Огромное спасибо!