Учет основных средств и кап. вложений

Подскажите пожалуйста, как в БУ и НУ мне учесть следующие вещи:

  • архитектурно-градостроительная концепция здания
  • проект для объекта, подключенного к центр. системе водоснабжения
  • проект производственных процессов участков
  • технологический аудит участков
  • слаботочная кабельная система
  • мастер-план завода
  • монтаж системы вентиляции
    Я не знаю к каким зданиям это относится, в учете их не вижу, во всей этой инженерии ничего не понимаю, на мои вопросы никто не отвечает и никто ничего не знает. Что надо выяснить в первую очередь? Арендованные помещения или нет? Неотделимые улучшения или отделимые? Что за проекты? Я не знаю, реализованы они или нет и вряд ли узнаю.

Ваш запрос — типичный пример, когда бухгалтеру приходится разбираться в инженерии, строительстве и документации «на ощупь». Чтобы грамотно поставить такие расходы в бухучете (БУ) и налоговом учете (НУ), важно действовать пошагово, даже если вам не дают полной информации.


Что надо выяснить в первую очередь

  1. Арендованные или собственные помещения?
  • Это влияет на учет затрат — неотделимые улучшения на арендованных помещениях учитываются отдельно.
  1. Работы завершены или нет?
  • Завершённые объекты (вентиляция, слаботочка и т. п.) — могут быть ОС или ремонтом.
  • Незавершённые — остаются в капитальных вложениях (08 счёт) до ввода в эксплуатацию.
  1. Какие документы есть?
  • Договоры, акты, проектная и техническая документация. Без них никакой достоверный учет невозможен.
  1. Неотделимые или отделимые улучшения?
  • Если аренда — ключевой вопрос: можно ли будет демонтировать работы при выезде или они становятся частью здания.
  • Если своё здание — смотрим: это ремонт, модернизация, реконструкция?

Как классифицировать ваши объекты (если судить по названиям)

Объект БУ НУ
Архитектурно-градостроительная концепция НМА или расходы будущих периодов (если не реализовано) Нельзя учесть, если не подтверждено использование
Проекты по водоснабжению, производству, мастер-план Как часть проектной документации к строительству/модернизации — счёт 08 Если объект построен — включается в стоимость ОС, иначе — не учитывается
Технологический аудит участков Зависит от цели: если для модернизации — 08, если для контроля — расходы НУ — только если направлен на поддержание работоспособности
Слаботочная кабельная система Если новая — как улучшение здания (ОС), счёт 08 → 01 Как капвложения, если неотделимо
Монтаж вентиляции ОС, если новое оборудование Включается в первоначальную стоимость ОС

Советы по действиям

  • :magnifying_glass_tilted_left: Найдите юрлицо/отдел, кто заказывал эти работы. Даже письмо по внутренней почте — уже лучше, чем ничего.
  • :bookmark_tabs: Попросите копии договоров и актов. Если нет актов — не принимайте к учету.
  • :package: Не включайте в расходы то, что не подтверждено и не завершено. Всё, что не понятно — оставляйте на 08 счёте.

Если никто ничего не знает

В таком случае ваша главная задача — не допустить ошибки, которую потом не сможете обосновать.

Что делать:

  • Всё, что связано со строительством, храните на счёте 08 — “вложения во внеоборотные активы”.
  • Поясните в учётной политике или в доп. записке аудитору, что учтено на 08 счёте до выяснения принадлежности/назначения.
  • Если документы не появятся — на основании инвентаризации и приказа директора можно принять решение списать или капитализировать.

Большое спасибо!
Чем можно будет аргументировать для аудиторов и налоговой решения в НУ?

В первую очередь, нужно понимать: в налоговом учете (НУ) любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (ст. 252 НК РФ). Поэтому, если вы решаете, учитывать затраты или нет, аудитору и налоговой нужно показать зачем понесли эти затраты и на каком основании.

:pushpin: Чем можно аргументировать:

  1. Назначение затрат
    Объясняете, что работы и проекты были связаны с будущими объектами основных средств, например, системой вентиляции, слаботочкой, модернизацией производственных участков и т. д.
    → Значит, это капвложения, пока объект не введён — висит на счёте 08.
  2. Документы
    Есть договор, акт, хотя бы смета — значит, факт расходов подтвержден. Нет документов — не включаем в налоговые расходы вообще.
  3. Прямая связь с деятельностью
    Если можно доказать, что без этих работ деятельность невозможна (например, вентиляция — обязательное требование для запуска цеха) — это аргумент в пользу того, что затраты были необходимыми.
  4. Формулировка для пояснительной записки

«Затраты отражены в составе капитальных вложений на счёте 08 до получения информации о целевом назначении и вводе в эксплуатацию. После уточнения будут квалифицированы в соответствии с назначением (ОС, прочие расходы, списание).»

:locked: Если неясно, что это было, и нет полного комплекта документов — не включайте в налоговые расходы, даже если очень хочется. Лучше потом дооформить, чем потом отбиваться от штрафов.

Так и говорю всегда: пока неясно — 08 счёт, не расходы. А потом уже решаем, что с этим делать.

1 лайк