Учет времени водителя междугородних перевозок

Вопрос: Организация приняла на работу водителя на грузовом автомобиле, автомобиль принадлежит организации (лизинг). Водитель осуществляет междугородние поездки на несколько дней, в т.ч. в праздничные и выходные дни для доставки готовой продукции организации и оказания транспортных услуг для сторонних организаций. Водитель может ехать и ночью, и днем в разное время в зависимости от дорожной ситуации. Также водитель работает в выходные, при этом работа в выходные дни компенсируется отгулами. На момент принятия водителя ему был установлен месячный оклад и 40-часовая рабочая неделя. Но на данный момент ситуация такова, что водитель может отработать неделю, потом один день отдыхать, и далее опять выехать в рейс. Т.е. постоянно плавающие рабочие дни и выходные.
Вопрос:

  1. Как правильно составить трудовой договор с водителем междугородних перевозок в части учета рабочего времени в такой ситуации?
  2. Как правильно организовать учет его рабочего времени, расчет заработной платы? Учитываются ли при этом показания тахометра, глонасс помимо путевых листов?
  3. как учитываются и какими документами подтверждаются расходы на поездки (суточные, расходы на проживание, питание, платные дороги)? Должны ли оформляться полноценные командировки при таком режиме работы или достаточно указания на разъездной характер работы?
  4. В путевых листах водитель ставит реальное время отправки и прибытия на место, это может быть любое время в течение суток. Должны ли начисляться свехурочные часы и на основании каких документов?
  5. Как рассчитывать количество положенных водителю выходных дней, переработки?
1 лайк

Я прошу прощения за задержку. У вас большой вопрос и эксперт готовит на него ответ.

2 лайка

В данной ситуации рекомендуем ввести для водителя суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода до 3 мес. с учетом представительного органа работников (при наличии) (ст. 104 ТК РФ, п. 5 Особенностей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424).

Режим работы водителя в этом случае устанавливается графиком работы (работа по графику может быть и в дневное, и в ночное время, и в субботу и воскресенье). Начало и окончание смены, время перерывов, рабочие и выходные дни прописываются в графике, с которым работник должен быть ознакомлен не позднее, чем за месяц до введения его в действие (ст. 103 ТК РФ).

Четко отличие служебных поездок от командировок законодательством не установлено. На практике, если трудовая деятельность водителя постоянно и регулярно осуществляется в пути вне места расположения организации, для него можно установить разъездной характер работы и выплачивать компенсацию в связи с особыми условиями труда без оформления командировок (ст. 168.1 ТК РФ, Письмо Минтруда от 18.09.2020 N 14-2/ООГ-15047).
Каждый час работы в ночное время (с 22.00 до 06.00) оплачивается в повышенном размере (ч. 1 ст. 96, ст. ст. 149, 154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554).

Чтобы установить суммированный учет рабочего времени, порядок оплаты работы в ночное время и разъездной характер работы для водителя потребуется внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты работодателя и в трудовой договор с водителем.

Формулировки в трудовом договоре могут быть, например, такими:
Работнику устанавливается режим рабочего времени согласно графику работ, утвержденному Работодателем. Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени. Учетный период – 3 месяца.

Чередование рабочих и выходных дней, время начало и время окончания работы, перерыв для отдыха и питания, продолжительность рабочей смены устанавливаются графиком работ. Выходные дни предоставляются по скользящему графику.
Работнику устанавливается разъездной характер работы с оплатой расходов согласно предоставляемым документам
Работнику устанавливается надбавка за разъездной характер работы согласно локальным нормативным актам работодателя.
График работы работника предусматривает работу в ночное время.
Размер повышения оплаты работы в ночное время (с 22.00 до 06.00) составляет 20% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время.»

Работодатель обязан вести фактический учет рабочего времени (ст. 91 ТК РФ).
Учет рабочего времени водителя ведется на основании табеля учета рабочего времени и путевых листов (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В путевой лист включаются дата и время проведения предрейсового медосмотра, дата и время выезда автомобиля с парковки и его заезда на парковку. В табеле учета рабочего времени указывается общая продолжительность работы водителя за день с учетом сведений, отраженных в путевых листах. Путевые листы должны быть оформлены на каждую поездку (если поездка несколько дней – оформляется один путевой лист перед выездом) (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, Приказ Минтранса России от 11.09.2020 N 368, Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ).

При суммированном учете продолжительность ежедневной работы водителя не может превышать 10 часов. Возможно увеличение до 12 часов не более 2 раз в течение календарной недели, чтобы завершить перевозку и (или) проследовать к месту стоянки. При этом время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов (см. Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424).

2 лайка